Убив Игоря и похоронив его недалеко от Искоростеня, древляне решили, что теперь они вольны не платить дань Киеву. А их князь Мал попытался взять в жёны Ольгу, и таким образом захватить киевский престол. В Киев было направлено посольство с дарами княгине, и предложением заключить брак.
Сын убитого Игоря, Святослав, был еще ребенком. Воспитывал его воевода Асмуд. Управление войском взял на себя Свенельд. Лишившись мужа в стране, державшейся лишь на силе меча, Ольга должна была доказать своему народу и его противникам, что «слабая жена может иногда равняться с великими мужами».
Ладью с древлянскими сватами с пристани понесли на руках. А затем, по приказу княгини, сбросили в огромную яму и засыпали живых землей. Ольга поступила хитро: отправила в Искоростень гонца с согласием на брак и пригласила знатных послов. Когда вельможи прибыли в Киев, по славянскому обычаю им приготовили баню, а затем… сожгли ее вместе с послами. Уведомив Мала, что она едет к нему с послами, Ольга прибыла в Древлянскую землю и устроила тризну на могиле мужа, куда пригласила и древлян. Их напоили допьяна, а затем «Ольга удалилась, подав знак воинам своим – и пять тысяч Древлян, ими убитых, легло вокруг Игоревой могилы».
В 946 году, собрав войско, Ольга пошла в поход на древлян, «наказанных еще хитростию, но не покорённых силою». Взяла она с собой и сына. «Младый Святослав сам начал сражение. Копьё, брошенное в неприятеля слабою рукою отрока, упало к ногам его коня; но полководцы Асмуд и Свенельд ободрили воинов примером юного героя и с восклицанием: Друзья! Станем за Князя! – устремились в битву». Древляне отступили в города, и целое лето оборонялись с отчаянием.
Летописец далее рассказывает: Ольга, утверждая, что уже довольна местью и отказывается от даров, потребовала с горожан лишь по три воробья и одному голубю с каждого двора.
Киевские воины привязали к птицам зажжённый трут с серой и отпустили. Птицы возвратились в свои гнёзда – Искоростень запылал. Жители, спасаясь бегством, попали в руки Ольгиных воинов. «Великая Княгиня, осудив некоторых старейшин на смерть, других на рабство, обложила прочих тяжкою данию».
После этого жестокого урока Ольга упорядочила сбор дани в стране. Объехав владения, она разделила землю на погосты или волости, установив собственно правление государством. Через 150 лет народ с признательностью воспоминал об этом путешествии княгини, а в Несторово время жители Пскова хранили сани своей знатной уроженки, как драгоценную вещь.
«Имя Бога Вседержителя уже славилось в Киеве. Великая Княгиня была язычницей, но видела торжественность обрядов Христианства; могла из любопытства беседовать с Церковными Пастырями и, будучи одарена умом необыкновенным, увериться в святости их учения».
В 955 году Ольга отправилась в Константинополь, где первой из русских правителей приняла христианство. «Патриарх был ее наставником и крестителем», а византийский император Константин Багрянородный стал её крёстным.
Однако крещение Ольги еще не повлекло за собой введение христианства на Руси. Отойдя от государственных дел, она славила православие и успела построить несколько церквей. Умерла Ольга в 969 году. «Она запретила отправлять по себе языческую тризну, и была погребена Христианским Священником. Сын, внуки и благодарный народ оплакали ее кончину. Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь Святою, История Мудрою».