Среди всех предметов античного художественного ремесла мелкофигурным бронзам принадлежит особое место. Статуэтки людей и животных, фигурные пластины, украшавшие ручки сосудов, и сами сосуды, треножники и канделябры, несмотря на свои небольшие размеры и часто сугубо бытовое назначение, представляют для нас огромный интерес.
В их числе бронзы Этрурии, одного из ведущих государств Средиземноморья I-го тысячелетия до нашей эры. Бронза была излюбленным материалом этрусских мастеров, в ее обработке они достигли совершенства. Изделия этрусских тарифов пользовались популярностью не только в самой Этрурии, но и далеко за ее пределами.
Среди наиболее ранних памятников этого рода, датируемых VII веком до нашей эры, – группа небольших статуэток, изображающих юношей, закутанных в плащи. У них непропорционально большие головы, выступающие носы, крупные глаза. Обобщенная трактовка фигуры дополняется очень детальной проработкой лица – глаза, ресницы, а также волосы переданы гравировкой и насечками.
В VII и VI веках до н.э. в Этрурии получают распространение фигурки, изображающие воинов. Возможно, это изображение бога войны, но скорее всего, подобные статуэтки были приношениями в храмы и святилища, посвященные этому божеству. Этрусские мастера охотно украшали бытовую бронзовую утварь – котлы, треножники, канделябры, разнообразные сосуды – миниатюрными фигурками или изображениями, выполненными в высоком рельефе.
При этом они мастерски использовали позы фигур и животных, побеги растений. Удлиненная фигурка акробата становилась ручкой сосуда, лапы льва завершали ножки треножника или канделябра. Художественные достижения этрусских мастеров оказали огромное влияние на италийских и римских ремесленников, работавших в III-I веках до нашей эры.
Среди памятников, хранящихся в музее, есть немалое число статуэток, созданных италийскими мастерами. К числу лучших из них относится фигурка Геракла, датируемая II веком до н.э. Другое изображение Геракла, держащего на руках своего сына, младенца Телефа, датируется уже первым веком нашей эры и выполнено римским мастером.
Подобные миниатюрные изображения богов, как например, изображение вооруженного Марса или стреляющего Аполлона, или простых граждан, как статуэтка тучного римлянина, заполняют городские дома и сельские виллы, украшая парадные помещения и внутренние дворики.
Заимствуя и воспроизводя греческие образы, римляне нередко наделяют их своими собственными чертами и деталями. Так, Меркурий изображается с кошельком – чисто римским атрибутом. Появляются и свои собственные изображения. Лары – покровители перекрестков и домашних алтарей – изображаются в виде танцующего юноши в коротком хитоне и плаще, нередко с какими-то предметами в руках.
Многочисленные изделия из бронзы римских мастеров часто носили сугубо бытовое назначение. Изготовляя самые простые функциональные вещи, римские мастера стремились их художественно оформить. Так, гири весов нередко делались в форме бюста, подобного бюсту с изображением полуфигуры Меркурия. Два завершения водостока исполнены в виде масок львиц.
Все бытовые предметы целесообразны и конструктивны по форме. Эти качества присущи античной, прежде всего, римской художественной промышленности, на что указывал Гете. Античные вещи – писал поэт – не только разумно и целесообразно сделаны, но при этом отличаются простотой и привлекательностью формы, так что можно было бы сказать, что они достигают высшей ступени совершенства.