В первом тысячелетии до нашей эры на территории Италии обитало множество племён, местных и пришлых. Одним из важнейших среди них было племя этрусков – народа, который сыграл огромную роль в будущем развитии Римской империи.
Материальные свидетельства культуры этрусков известны с IX-VIII веков до н.э. К числу самых ранних из них относится керамика импасто – это небольшие сосуды, сделанные из серовато-чёрной глины. Поверхность их тщательно заглажена, вылощена, и иногда создаётся впечатление, что она покрыта лаком. Примером керамики импасто может служить небольшая амфора с лентовидными ручками и орнаментом в виде спиралей.
В VII веке до н.э. керамику импасто сменяет керамика буккеро – специфический этрусский вид. Эти сосуды отличаются чеканными чёткими формами. Обилие деталей, воспроизводящих металлические заклёпки, рельефные элементы декора, указывают на то, что прототипами таких сосудов были металлические изделия. Самые ранние сосуды буккеро появляются в середине VII века до н.э. Их отличают очень тонкие стенки, они так и называются – “сосуды тонкого буккеро“. Украшает их очень скромный гравированный орнамент.
В начале VI века до н.э. их сменяют сосуды среднего буккеро. Как правило, их украшают штампованным декором. Он изготавливался с помощью цилиндра, который прокатывался по поверхности ещё необожжённого сырого сосуда. Поверхность сосудов среднего буккеро не такая блестящая и отличается сероватым тоном глины и лака.
В середине VI века до н.э. вазы среднего буккеро постепенно вытесняются вазами тяжёлого буккеро. Это довольно большие по размерам вазы, толстостенные, массивные, и украшают их обычно рельефные изображения, оттиснутые на поверхности вазы с помощью формы. Комбинируя несколько различных форм, мастер мог создавать варианты композиции. Именно таким образом изготовлена большая амфора с фигуркой петуха на крышке из собрания музея.
Наряду с рельефной керамикой буккеро в Этрурии получает распространение и расписная керамика. С конца VII века до н.э. этрусские мастера начинают активно подражать керамике, которую привозили из Греции, из Коринфа. Эта керамика получила название этрусско-коринфской. Как правило, это кувшины различных форм, ольпы, айнахоэ, а также тарелки. Они украшены орнаментальными мотивами или фигурками животных, птиц или фантастических существ.
Эти росписи можно назвать полихромными, поскольку наряду с коричневато-чёрным лаком, которым выполнялась роспись, в изображении активно используются накладные краски – красная, белая, а также гравировка.
В VI веке до н.э. в Этрурию в большом количестве привозят аттические чёрно-фигурные вазы. Этрусские мастера им активно подражают, и очень быстро складывается собственный этрусский чёрно-фигурный стиль. Надо сказать, что чёрно-фигурная керамика пользовалась в Этрурии популярностью на протяжении длительного времени. А вот красно-фигурная керамика, которую тоже привозят сюда из Аттики, особой популярностью не пользовалась.
Только в начале V века до н.э. этрусские мастера пытаются воспроизвести краснофигурную роспись. Но они вырабатывают собственную манеру: красной краской они изображают фигуры поверх чёрного лака. Именно так расписана большая гидрия с изображением сфинксов на плечиках и тремя мужскими фигурами на тулове. Собственная краснофигурная техника в Этрурии развивается уже во второй половине V века до н.э.
Этрусские мастера воспроизводят формы аттических сосудов, как например, уже знакомый нам кратер с ручками колонками. Но в этрусском варианте ручки очень тонкие, длинные, сильно вытянутые, шейка сосуда также непропорционально развита, она покрыта небрежно исполненной сеткой, а на тулове изображён юноша, летящий на птице.
В отличие от аттических мастеров, этрусские предпочитают перьевому рисунку рисунок кистью широким мазком, краска и разжиженный лак кладутся крупными пятнами. В этих росписях очень часто нарушаются пропорции фигур, но все эти ошибки, как правило, искупаются необычайной экспрессией и выразительностью самих композиций.
Подобные краснофигурные росписи существуют в этрусской вазописи до конца IV века, а затем их сменяет производство небольших сосудиков, где роспись выполнена белой краской по чёрному лаку. Такие сосуды существуют ещё до начала II века до н.э., но на этом история этрусской расписной керамики заканчивается.