Индия глазами Афанасия Никитина

Индия глазами Афанасия Никитина

Индия глазами тверского купца. “Хождение за три моря” Афанасия Никитина

Во второй половине XV века на территории Индостана располагалось несколько крупных государств, где правили индусские или мусульманские династии. Значительную часть Деканского плоскогорья занимало находившееся под властью мусульманских правителей государство Бахманидов, отделившееся от Делийского султаната ещё в середине 14-го века. А южнее находилась империя Виджаянагар, пребывавшая под властью индусских правителей.

Расцвет Бахманидского государства пришёлся на середину XV столетия и был связан с именем перса Махмуда Гавана, служившего последовательно трём правителям с 1446 по 1481 годы. Он получил пост главного министра и постепенно сосредоточил в своих руках все нити управления государством.

Именно тогда в Бахманидском  государстве оказался русский купец Афанасий Никитин, попавший в Индию по стечению обстоятельств. Отправившись из Твери в 1466 году вместе с другими русскими купцами, он направлялся в Персию. Торговый караван спустился вниз по Волге, но под Астраханью был разграблен. Афанасий Никитин всё же добрался до Персии, где попытался хоть как-то восполнить убытки. Местные купцы, видимо, рассказывали ему о прибыльной торговле с Индией и о тех товарах, которые были в Индии в ходу. И Афанасий Никитин решил отправиться в Индию, для того чтобы поробовать удачу там ещё раз.

Несколько позже он напишет: “Я же от многих бед пошёл в Индию, потому что на Русь мне пойти было не с чем, никакого товару у меня не осталось.”

Он купил коня, для того чтобы продать его в Индии (кони там были в цене) и в 1469 году отбыл из Армуза в восточном направлении. Добравшись до западного побережья Индостана, он последовал в Бахманидское государство, дошёл до его столицы города Бедара, затем проследовал в империю Виджаянагар, и затем в 1472 году отправился в долгий и не менее сложный путь назад, домой.

Своё путешествие он обстоятельно описал в дневнике под названием “Хождение за три моря” – Дербентское или Каспийское, Индийское или Аравийское и Стамбульское или Чёрное.

Подробнее всего Афанасий Никитин пишет о Бахманидском государстве, о его административном устройстве, о религиях верхов и низов, то есть, об исламе и об индуизме, а также о войнах, которые бахманиды вели с соседней империей Виджаянагар. Он много пишет о главном министре Махмуде Гаване, которого именует Меликтучар, от индийского Малика Туджар или господин, или повелитель торговли.

Огромное впечатление на Афанасия Никитина производит величие бахманидского султана и великолепие его двора. Вот как он описывает один из торжественных выездов султана: “На байрам мусульманский выехал султан на прогулку, а с ним 20 визиров великих да 300 слонов, наряженных в доспехи булатные с башнями, а башни окованы. В башнях же по шесть человек в доспехах с пушками да с пищалями, а на великом слоне 12 человек. Да коней выехало простых тысяча в сбруе золотой, да верблюдов сто с литаврами, да трубников триста, да плясунов триста, да дев из гарема триста. На султане кафтан весь унизан яхонтами, да на шапке большой алмаз, да сайдак золотой с яхонтами, да три сабли на нём золотом окованы, да седло золотое. А перед ним бежит индус и играет зонтиком, а за ним много пеших.”

Записки Афанасия Никитина чрезвычайно ценны своей информативностью. Он вдумчиво и обстоятельно описывает обряды и обычаи индийцев, обращает внимание на мельчайшие детали быта. Вот, например, он пишет: “Индусы не едят никакого мяса, ни яловичины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, хотя свиней у них очень много. Едят же они в день дважды, а ночью не едят и ни вина, ни сыта не пьют. С мусульманами не пьют и не едят. А еда у них плохая. И один с другим не пьёт и не ест, и с женой не ест. Едят рис, да кичири (это вид каши) с маслом, да травы разные, а варят их с маслом и молоком. А едят все правою рукою, левою не примется ни за что. Ножа не держат, а ложки не знают. В дороге каждый варит себе кашу в отдельном горшке.”

Не обходя вниманием индийскую экзотику, но и не зацикливаясь на ней, он пишет о слонах и обезьянах, о змеях и о детях-кошках, упоминает таинственную мистическую птицу Гукух, предвещавшую смерть, описывает различные другие чудеса земли индейской.

И конечно же, Никитин много рассказывает об обычаях местной торговли, сожалея о том, что местные купцы всё же его обманули. “Говорили, что много всяких нужных нам товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли. Весь товар белый только для мусульманской земли. Перец и краска – дёшевы, но возят товар морем. Иные же не платят за него пошлину, а нам они не дадут провезти без пошлины, а пошлины высокие, и на море разбойников много. В Бедаре же торг на коней, на камки, на шёлк и на всякий иной товар. Можно купить на нём также и людей черных. Иной купли здесь нет, да весь товар их индостанский и съестное – всё овощи. А на русскую землю товара нет”

Долгое путешествие за три моря не принесло Афанасию Никитину богатства. Но благодаря его дневнику, найденному уже после его кончины и включённому в московский летописный свод 1475 года, он вошёл в историю как автор одного из самых достоверных и точных средневековых описаний далёкой и таинственной Индии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История и Культура
Ваш комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: