Античность до сих пор по-своему ощущается в современной Греции. Золотой век Перикла, расцвет философии, литературы, архитектуры и скульптуры длился всего одно столетие, но именно здесь, на стыке Востока и Запада находится колыбель нашей культуры. В V-м веке до н.э., в период правления Перикла, Афины заняли привилегированное положение среди греческих городов-государств.
Вместо тирании там восторжествовал новый общественный порядок – демократия. Здесь каждый свободный гражданин получил право участвовать в решении политических вопросов. Впрочем, не только политика и общественная жизнь приближались к идеалу. Совершенства достигло искусство, в частности, архитектура. В каменной летописи античности мы обнаружим совершенные пропорции, идеальное сочетание духа и материи, красоты и идеи.
За тысячу лет до того, в Микенах, где правил мифический царь Агамемнон, существовала развитая цивилизация. Но расцвет в античной Греции должен был уравновешиваться упадком, милость богов никогда не длилась долго. Греческие боги, которые запросто прогуливались среди простых смертных, были слишком похожи на людей.
Но то, что осталось от погибших культур, было делом рук и ума человека, и эти творения до сих пор очаровывают своей магией. Единство природы и искусства и идеальная гармония произведений даже спустя тысячелетия не утратили своей силы. Здесь находится первоисточник современной Европы, мира, который мы видим вокруг себя сегодня.
Во времена Александра Македонского вся континентальная Греция принадлежала его империи. Спустя 200 лет эти земли завоевали римляне, и греки вновь оказались в центре исторических событий. Каждое утро в центре современных Афин пробуждается бессмертный дух античности. На этих холмах некогда обитали цари. Впоследствии здесь возник центр религиозного культа, в Афинах появились многочисленные храмы.
В 480 году до н.э. храмы пострадали во время войны с персами, однако вскоре они были вновь отстроены и даже с ещё большим размахом. На Акрополе, где сегодня каждый день толпятся десятки тысяч туристов, находилось святое место – Эрехтейон, лишь немногие допускались сюда, чтобы принести жертву богам. Входить в него надо было через пропилеи, которые по распоряжению Перикла построили крупнейшие мастера эпохи.
Прекрасные кариатиды сотни лет поддерживают фронтон храма. Эрехтейон был местом почитания Афины – покровительницы городов, и Посейдона, которые спорили за господство над Афинами. Его название также связано с судьбой героя Эрехтея, который защитил город от Эвмолпа, сына Посейдона. А когда Акрополь стал турецкой крепостью, здесь разместился гарем командующего армией-победительницей.
У подножия Акрополя расстилается миллионный город, задыхающийся от чудовищного смога. Не столько время, сколько войны нанесли урон знаменитому Парфенону. Главный храм Акрополя был построен по приказу Перикла и посвящён Афине Парфенос, что по-русски означает “девственница”. Пятнадцатиметровая статуя богини из золота и слоновой кости (произведение великого Фидия) стояла в центре храма, но до сегодняшнего дня уцелел лишь щит.
В XVII веке турки устроили здесь пороховой склад. Точный выстрел венецианцев стал причиной, который уничтожил крышу и внутренние помещения храма. Одеон, который греки называли Иродионом, был основан римским наместником Иродом Аттиком в честь умершей жены. Со 2-го века здесь проходят представления. Сегодня тоже здесь показывают пьесы и устраивают концерты.
Для афинян Одеон был и остаётся любимой сценой под открытым небом. Ни в каком другом театре, наверное, дыхание истории не ощущается так явственно. Остатки каменных лавок напоминают о времени рождения античной драмы. Здесь, в театре Диониса, за пять веков до рождения Иисуса Христа шли трагедии Эсхила, Софокла и Эврипида, а Аристофан веселил афинян комедиями.
В античности театр был массовым развлечением, на премьеры здесь собиралось одновременно до 17 тысяч зрителей. Приходили сюда как за высоким, так и чтобы просто развлечься, ведь Дионис был богом экстаза и радостей жизни. У подножия Акрополя лежит самый древний, и пожалуй, самый живописный район Афин – Плака.
В тавернах и магазинчиках полно туристов, впрочем, и местные жители тоже любят здесь бывать. В историческом центре, всего в нескольких метрах от суматохи мегаполиса, городская жизнь будто замедляет свой бег. Это идеальное место для отдыха. В красивой роще вблизи Плаки мы обнаруживаем развалины Агоры – рынка древних Афин, где была сосредоточена общественная жизнь города.
Здесь торговали и поклонялись богам, решали судьбы Афин и выносили приговоры преступникам. На небольшом холме возвышается храм Гефестеон, построенный в честь бога огня Гефеста. Из всех античных храмов Афин этот сохранился лучше всего. Напротив – отреставрированная галерея Аттала, построенная в честь царя Пергама. Как и много веков назад, по галерее проходят сотни людей.
Зал длиной сто метров был чем-то вроде античного торгового центра. Может быть, это первый в мировой истории пассаж с магазинами. На каждом из двух этажей располагалось по 21 лавке. Тишина и шум, античность и современность – в Афинах эти противоположности существуют в непосредственном соседстве друг с другом. Треть десятимиллионного населения Греции проживает в столице и её пригородах.
Афины – это тотальный хаос, но в нём есть логика, просто надо научиться её видеть. Сердце современных Афин бьётся на Синтагме – площади Конституции. Здание парламента было резиденцией баварского короля Оттона Первого и его жены Амалии, которым в 1832 году досталась греческая корона. Именно этому монарху мы обязаны знаменитым ритуалом смены караула у памятника неизвестному солдату, когда характерным маршевым шагом выступают солдаты национальной гвардии.
А совсем рядом с Синтагмой – современные Афины. Вот гордость города – новое метро, его строительство шло долгие годы, но в этом нет ничего удивительного, поскольку на глубине 10-20 метров погребены бесценные сокровища прошлого. Сколько раз археологи останавливали работы. Большинство жителей Афин уже потеряли надежду на то, что когда-нибудь метро будет пущено, но в 2000 году постройку таки удалось закончить.
Одновременно был открыт мини-музей, в котором собраны ценности, обнаруженные во время строительных работ. Не забыт и прекрасный орнамент, меандр – один из символов Греции. Но и старая линия метро, которая пересекает город с севера на юг, – благо для Афин. Если бы не она, переполненному мегаполису грозил бы полный паралич. Недалеко от площади Амония находится огромный продовольственный рынок.
Здесь царит Восток со всей присущей ему экзотикой, характерными цветами и ароматами. Европа осталась где-то далеко-далеко. В паутине узких улочек и лавок пульсирует главная артерия Афин, это настоящий фестиваль опыта, пир для всех чувств. Совершенно другая атмосфера царит в этом тихом саду. В Национальном музее нашли себе место, нередко после долгой и полной приключений одиссеи, важнейшие памятники греческой истории. Здесь удалось остановить время.
Мы чувствуем дыхание веков. Маленький наездник без устали погоняет свою лошадь. Посейдона нашли в его родной стихии, на дне моря. Бог, видно, сильно разгневался на тех, кто хотел его украсть, и увлёк их вместе с кораблём в глубины. Нетрудно себе представить, что он по-прежнему держит свой трезубец и готов к борьбе. Каменные боги бросают грустные взгляды из-под мраморных век.
Их глаза, когда-то нарисованные, давно уже размыты слезами или смотрят туда, куда не суждено заглянуть нам, современным. Древние пытались приручить смерть. На античных надгробиях она предстаёт в человеческом облике. Гробницы воспринимались как порог, переступая который, человек попадает в мир иной. Живые прощаются с умершим близким, их ладони всё ещё крепко держат его. Этот юноша в последний раз оглядывается на свою жизнь, он видит своего раба и любимого кота, а в руке держит птицу смерти.
На территории бывшей римской Агоры особняком стоит восьмигранная Башня Ветров, которая когда-то выполняла функции часов, компаса и флюгера. Потомки эллинов уютно устроились в тени истории, они бережно сохраняют её следы, но кое-где разрушительная мощь времени берёт верх над усилиями человека. Чья повседневная жизнь проходит у подножия Акрополя, то редко вступает на его вершину. Как правило, именно приезжие ищут там встреч с прошлым и, возможно, вдохновение для будущего.
Римский император Адриан увековечил символическую границу между тем, что было, и тем, что должно было наступить. Он возвёл каменную арку, чтобы отделить старые Афины от построенных им кварталов. Каждый вечер улицы Плаки и соседнего с ней района Монастираки собирают массу народа, привлечённого здешними шумными представлениями. Как минимум, до полуночи жители Афин весело отдыхают после очередного трудового дня.
Поздней ночью, когда какофония уступает место музыке, побывать в тени храмов намного интереснее. Идеальное время, чтобы пофлиртовать или поужинать в компании друзей. Аттическое побережье между Афинами и мысом Сунион. Прибрежная полоса протяжённостью 70 км включает в себя живописные заливы и маленькие портовые города. Согласно древней легенде, именно с мыса Сунион бросился в море царь Эгей, уверенный, что его сын Тесей погиб в битве с Минотавром.