Римляне хвалились, что знают свою историю лучше, чем любой другой народ мира, ибо они осведомлены о своём прошлом со времени зачатия своего основателя. Согласно легенде, Рим был основан в 754 или 753 году до н.э. Ромулом. В городе правило семь царей: Ромул, Нума Помпилий, Тул Гастилий, Анк Марций, Луций Тарквиний Приск, Сервий Туллий, Луций Тарквиний Гордый. Последний был изгнан в 509 году до н.э. и в Риме была установлена республика.
Древние писатели называли относительно точные даты правления каждого царя, хотя и не во всех случаях совпадавшие, и, казалось бы, можно только радоваться таким точным сведениям, которые отсутствуют применительно к истории греческих полисов того же периода. Однако, взять хотя бы число семь – это обычное число, принятое в сказках, или взять хотя бы дату изгнания Тарквиния Гордого, 509 год, который точно совпадает с датой изгнания тиранов из Афин. Поэтому историки со скепсисом относятся к подробным и точным рассказам римских и греческих писателей о римских царях, воспринимая их не напрямую, а как закодированные тексты, в которых скрыта правда о прошлом.
Возьмём, хотя бы, рассказ об основателе Рима, Ромуле и его брате Реме. Как известно, они были брошены в корзину, оставленную на реке. Их подобрала волчица, затем они повзрослели, воспитанные пастухами, и когда стали взрослыми, их узнал собственный дед. Примерно то же самое рассказывает отец истории Геродот о первом персидском царе Кире. Вспомним также рассказы о фиванском царе Эдипе, о двоюродном брате микенского царя Агамемнона, Эгисте, о знаменитом троянском царевиче Парисе. Налицо, как видим, переработка распространённого литературного сюжета.
Или возьмём другой пример. Последний царь Рима Тарквиний Гордый избил своего сына розгами, и тот бежал в соседний город Габии якобы от гнева отца. Габийцы приняли его с доверием, и он обратился к отцу – что же теперь делать? Тарквиний Гордый вместо ответа ходил по саду и сшибал самые высокие маки. Сын понял намёки отца и начал ответами изводить самых видных габийцев, которые в итоге были казнены. Город лишился своих лучших вождей и вскоре пал, захваченный римлянами.
Сразу же приходит на ум другой рассказ Геродота, даже два, как персидский царь Дарий отправил, изувечив, своего агента в Вавилон и в итоге Вавилон был сдан этим агентом, и рассказ о тиране Милета Фрасибуле, к которому обратился тиран Коринфа Периандр за советом, как лучше ему править. Фрасибул ходил вдоль поля и сшибал самые высокие и спелые колосья. Периандр понял намёк и стал уничтожать самых выдающихся граждан.
Наконец, третий сюжет – это царь Нума Помпилий, который усовершенствовал календарь, ввёл новые религиозные обряды, строил храмы. В его лице мы видим так называемого культурного героя, который облагораживает полудикий народ. Однако то, что всё это является перелицовкой известных мифологических или литературных сюжетов, не означает, что рассказы о римских царях являются сплошными выдумками.
Возьмём, хотя бы, миф о похищении сабинянок. Ка известно, Ромул, желавший, чтобы у его людей были жёны, похитил сабинских женщин и девушек во время празднества, а мужья и отцы их явились отбивать. Тогда сабинянки, успевшие привыкнуть к новым мужьям, бросились разнимать сражавшихся, и с тех пор римляне и сабиняне жили одной общиной. На самом деле покорение сабинян завершилось несколько веков спустя, однако археологи уже в слоях 8-7 веков до н.э. находят римские и сабинские погребения рядом. Таким образом, налицо признаки начавшегося сближения двух народов.
Или возьмём примеры наследования власти. Мы видим. что некоторые римские цари, такие как Ромул, Тул Гастилий, Анк Марций, Тарквиний Гордый были сами внуками царей. Налицо, таким образом, передача власти не от отца к сыну или не от брата к брату, как у других народов в другие времена, а от деда к внуку. Такое древние писатели выдумать не могли и по-видимому это является отражением реальных событий. Нелишним было и то, чтобы царь оказался женат на дочери своего предшественника, как было, например, с Нумой Помпилием или Тарквинием Гордым. Это было необязательно, но укрепляло власть нового царя.
Различим также и мотив ритуального бега – состязания, которое доказывало физическую пригодность претендента на славу и власть. Как известно, Рем был убит во время прыжка через ров, причём согласно одной из версий, это убийство совершил не сам Ромул, а начальник его охраны Целер, по-латински “быстроногий”. По всей видимости, это был не просто прыжок, а часть того-самого ритуального бега.
Или возьмём известный сюжет о поединке трёх Горациев и трёх Куриациев, одни из которых представляли Рим, а другие Альба-Лонгу. Двое Горациев были убиты в начале поединка, и тогда последний, третий Гораций обратился в бегство. Куриации растянулись в цепочку и были убиты один за другим.
Третий пример – свержение Сервия Туллия. Тарквиний Гордый пришёл к старому царю и заявил о том, что тот низложен.Сервий Туллий обратился в бегство, однако его нагнали и убили. Проигравший состязание в беге терял власть и жизнь.
Вспомним времена более близкие. В 1966 году Мао Цзедун, почуяв, что соперники хотят лишить его власти в партии, демонстративно устроил 15-километровый заплыв по реке Янцзы. Конечно, власть он удержал не потому, что выдержал это нелёгкое испытание, но параллели напрашиваются сами собой. Легенды о римских царях хранят ещё много тайн.