Шестидесятые годы IX-го столетия отмечены необычайным культурным подъёмом в Византийской империи, а также борьбой восточной ветви христианской церкви с западной. Огромную роль в этом сыграли славянские первоучителя Кирилл и Мефодий.
Константин, а именно таким было светское имя Кирилла, и Мефодий родились в Солуни, современных Салониках, в Македонии. В этом районе жили большие группы славянских народов, и славянские языки, вероятно, братьям были знакомы с детства. Их отец Лев занимал большую военную должность в империи.
Старший из восьми братьев, Мефодий, пошёл по стопам отца и начал строить военную карьеру, он даже некоторое время управлял славянской областью. Позднее он ушёл от мира и удалился в монастырь на горе Олимп в Малой Азии.
Младший из восьми братьев, Кирилл, с детства отличался огромными умственными способностями. Слух о даровитом юноше достиг Константинополя, и он был взят ко двору императора Михаила Третьего, где обучался наукам. Кирилл не отличался сильным здоровьем, но был проникнут религиозным энтузиазмом и очень скоро стал библиотекарем патриарха.
Первая миссия Кирилла на христианской ниве состоялась в 851 году, когда по просьбе милитенского эмира, мусульманина, император Византии Михаил Третий отправил Кирилла к мусульманам, вернее, к сарацинам (именно так называли арабов) для споров о вере. Кирилл побывал при дворе багдадского халифа, и его споры о вере были очень успешны. За это сарацины возненавидели Кирилла и дали ему выпить яду, однако, помолившись, Кирилл остался невредимым и вернулся в Константинополь. Вскоре он удалился в монастырь в Малой Азии, где встретил своего старшего брата Мефодия.
В 858 году к императору Византии пришли послы хазарские. Государство хазар Каганат располагалось на юго-востоке нынешней России. Правитель хазар просил императора прислать учёных мужей, которые могли бы с успехом спорить с иудеями и с сарацинами, которые убеждали хазар принять их веру. Кирилл и Мефодий отправились в путь.
Правитель хазар принял их очень радушно, и хотя сам не крестился в христианскую веру, однако всем, кто пожелал это сделать, открыл широкую дорогу и даже пригрозил смертной казнью тем грекам из числа военнопленных, которые принимали иудейскую и мусульманскую веру. Крестив более двухсот хазар, Кирилл и Мефодий взяли с собой часть пленных греков, отпущенных на свободу, и вернулись в Константинополь.
После этого Кирилл, укрывшись в тиши одной из константинопольских церквей, стал составлять славянскую азбуку. Как нам удалось выяснить, на эту мысль его навели вовсе не просьбы языческих славянских князей, а знание о существовании богослужения на народном языке у некоторых народов востока. Славянская миссия солунских братьев была направлена не в соседнюю Болгарию, а в Великоморавскую державу. Это большое славянское государство в IX веке простиралось на территории современных Чехии, Венгрии и Хорватии.
В 863 году Кирилл и Мефодий пришли в столицу Великой Моравии, город Велеград. Неизвестно, что стало причиной славянской мисси Кирилла и Мефодия. Они обращали в христианство язычников, переводили церковные книги на славянский язык и учили людей славянской грамоте.
Успехом их миссии не было довольно латинское духовенство, которое считало, что славить Христа можно только на трёх языках: латинском, греческом и еврейском, потому что именно на них была сделана надпись на кресте Христа. Однако и над латинянами Кириллу удалось одержать победу.
Позже братья отправились в Рим. Папа Адриан II принял их весьма радушно, разрешил им провести всенощную и литургию на славянском языке в главном храме западной церкви, соборе Святого Петра, а также в других христианских церквях Рима.
В Риме однако Константин заболел. За 50 дней до смерти он принял монашество и тихо почил, 42 лет отроду, 12 февраля 869 года. Умирая, он просил своего брата не оставлять трудов учительства. Кирилл был похоронен в Риме, в базилике Святого Климента.
Мефодий же вернулся в Великоморавскую державу и был её архиепископом до своей смерти в 885 году.