Рюриковичи — потомки легендарного Рюрика, варяжского князя, полулегендарного основателя первой русской великокняжеской династии. Всего же русский престол занимали представители всего двух династий. Вторая — Романовы. Рюриковичи правили с 862 года нашей эры до 1610-го. Романовы с 1613 по 1917. Рюриковичей насчитывается 48 князей и царей. Романовых — девятнадцать.
Источник: nlo-mir.ru
- Рюриковичи — история Династии
- Варяги у власти
- Казнь Храброго
- Первый из династии
- Норманнская теория: как к ней относиться
- Рюриковичи были не единственными князьями на Руси
- Четыре короля на Руси
- Русь как часть Европы
- Передача власти и междоусобицы
- Кто убил Бориса?
- Откуда взялись русские титулы «князь», «великий князь», «царь» и другие
- Происхождение и краткая биография Рюрика
- Рёрик из Дании
- Эйрик из Швеции
- Рорик из Гаутланда
- Призвание и правление Рюрика
- Внешняя и внутренняя политика
- Смерть первого русского князя
- Сын Рюрика — соправитель Олега
- Княжение Игоря: древляне, печенеги и византийцы
- Поход на Константинополь: от разгрома к мирному договору
- Смерть Игоря — предательство дружины?
- История династии: начало
- Рюрик
- Олег и Игорь
- Ольга и Святослав
- Ярополк и Владимир
- Ярослав и его сыновья
- Рюриковичи — история правления
- Рюриковичи — Закат правления
Рюриковичи — история Династии
Рюриковичи. История правления Рюриковичи — княжеский род, первая царская династия, правившая Русью семь с половиной веков. История нашей страны тесно переплетена с историей этой династии. Сотни выдающихся представителей рода оказали огромное влияние на все стороны жизни страны, так как среди них были не только правители, но и полководцы, писатели, общественные деятели и даже православные Святые. Редакция «Правмира» 8 октября, 2012 8 октября, 2012. Редакция «Правмира» Рюриковичи. История правления Рюриковичи — княжеский род, первая царская династия, правившая Русью семь с половиной веков. История нашей страны тесно переплетена с историей этой династии. Сотни выдающихся представителей рода оказали огромное влияние на все стороны жизни страны, так как среди них были не только правители, но и полководцы, писатели, общественные деятели и даже православные Святые.
Варяги у власти
Летописец «Повести» называет причиной приглашения Рюрика междоусобицу, которая охватила жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Родоначальник княжеской династии пришел со своим народом, называемым русь. Историки и по сей день спорят, кем был Рюрик и откуда конкретно родом. Многие связывают его происхождение с Данией и Швецией. Михаил Ломоносов выводил его с варягами из пруссов. Он опирался на топонимы и поздние летописи. Русский ученый также принимал славянское происхождение Рюрика как непреложный факт. Так или иначе, он стал первыми летописно достоверным русским князем.
Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника». 17 век)
В 862 году, если верить летописи, три родных брата из варягов – Рюрик, Синеус и Трувор — пришли править тремя городовыми областями. Синеус сел в Белоозере, Трувор – в Изборске, а вот Рюрик, по некоторым данным, поселился в Ладоге, по другим – в Новгороде.
При этом предание о призвании варягов может быть ничем иным, как юридическим обоснованием новой формы правления. Законная власть всегда должна быть одобрена общественностью, а согласно некоторым данным, старейшины на общем сходе приняли решение отказаться от народного правления и поставить над собой единого правителя, который смог бы справедливо вершить суд и защищать славян от набегов.
Вероятно, в действительности всё было несколько иначе. Варягов, предположительно, пригласили с целью защиты от варварских набегов и для прекращения междоусобицы. Приглашенные же военачальники могли понять, как богата земля, куда они пришли служить, и им захотелось больше. Не исключено, что против воли славян они и остались у власти.
Казнь Храброго
Позднее в летописях появляются свидетельства о том, что против варяжских правителей восстали новгородцы. Предводителем восстания стал некий Вадим Храбрый. Рюрик с братьями сумел подавить мятеж, а Храброго казнил. Синеус и Трувор, по всей видимости, погибли в этих сражениях. После этого Рюрик присоединил к Новгородской области их земли.
Двое варягов из дружины Рюрика, Дир и Аскольд, отправились в Константинополь. По пути на юг они попали в Киев, где их наняли для защиты от внешних врагов. Там наемные варяги быстро превратились из защитников в правителей. Они смогли полностью захватить Киевскую городовую область.
Купеческое путешествие в Константинополь Аскольда и Дира состоялось позже, но превратилось в завоевательское. Варяги собрали большое войско и в 866 году на 200 ладьях они двинулись к византийской столице. Её они взять не смогли, поскольку, если верить свидетельствам летописца, греческий патриарх Фотий опустил в воду ризу Божьей Матери, что вызвало бурю. Она потопила часть лодок захватичков, которые были напуганы случившимся. Они приняли решение обратиться в митрополию Константинополя с прошением о святом крещении.
Уже ближе к 870 году на русских землях был Северный союз – с центром в Новгороде, а также Южный – со столицей в Киеве. Первым правил Рюрик, а во второй власть принадлежала Диру и Аскольду.
Первый из династии
Варяга, положившего начало отсчету династии Рюриковичей, не стало в 879 году. Новгородским князем после себя он оставил близкого родственника и друга Олега.
Рюрик в ходе своего правления сумел присоединить к русским территориями финские земли, а также территории, которые занимали разрозненные племена восточных славян.
Большинство славян отныне объединяли общие обычаи, язык и вера. Это способствовало образованию новой политической формации, когда во главе государства находится единовластный правитель. Рюрик не стал им, но был основоположником династии, правившей до конца XVI века. Последним из Рюриковичей на престоле стал царь Федор Иванович.
В сентябре 2015 года на центральной площади Старой Ладоги, на берегу Волхова, был установлен памятник Рюрику и Вещему Олегу. Многие исследователи склоняются к тому, что именно отсюда пошло объединение славянских племен и началась история России.
Рюрик на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
Этот монумент стал первой скульптурой, которая увековечила основателя российской государственности. Ранее Рюрик в числе иных государственных деятелей был изображен только на памятнике «Тысячелетие России».
Норманнская теория: как к ней относиться
Дискуссия о роли скандинавов (норманнов) в формировании русской государственности должна рассматриваться в двух плоскостях — научной и идеологической.
С научной точки зрения норманнский вопрос в целом был решен в конце XIX века, когда лингвистами, главным среди которых был великий датский ученый Вильгельм Томсен, было обосновано скандинавское происхождение десятков имен и названий, известных из древнерусских источников и византийских, греческих, описаний Руси: слов «русь» и «варяги», имен Рюрик, Олег, Игорь и т. д. Не подлежит никакому сомнению, что на Руси с VIII века присутствовало значительное число скандинавов. Изучение роли скандинавского компонента в формировании древнерусской культуры продолжается и остается одним из важнейших и актуальных вопросов русской истории.
Однако есть и идеологический вопрос, уходящий еще в XVII век, когда сведениями о скандинавских истоках Руси воспользовались шведские историки для оправдания шведской экспансии в Восточной Европе того времени. Эта трактовка вызвала ответное отрицание всяческой связи Руси и варягов со Скандинавией со стороны российских идеологов XVIII века, самым ярким среди которых был М. В. Ломоносов. К концу XIX века противников норманнской теории практически не осталось, антинорманнизм умер естественной смертью, и его возрождение стало возможным лишь в условиях сталинской диктатуры — оно было вызвано отторжением нацистской пропаганды расового превосходства германцев над славянами. Однако возрождение это было и остается временным и объясняется исключительно вопросами идеологии — научные аргументы антинорманнизма отсутствуют.
Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век
Рюриковичи были не единственными князьями на Руси
История домоногольской Руси современному человеку видится в несколько «рюрикоцентричной» перспективе, на самом же деле ближайшие потомки мифического Рюрика — далеко не единственная семья, которая некогда претендовала на то, чтобы стать династией на Руси.
Олав II Святой. Фрагмент фрески церкви Тусе. Зеландия, Дания. XV век
Четыре короля на Руси
Скандинавы и после Рюрика были частыми гостями на Руси. Приезжали не только будущие жены князей, их окружение, купцы и наемники, но и короли, которые скрывались при дворе Рюриковичей от гражданских смут и неурядиц у себя в стране. По меньшей мере четыре норвежских правителя побывали на Руси до или во время своего правления (Олав Трюггвасон, Олав Харальдссон, Харальд Сигурдссон и Магнус Олавссон). Один из них — Олав Толстый, сын Харальда Гренландца, — стал святым и пользовался особым почитанием на Руси.
О князях домонгольской Руси известно прежде всего из летописей и других письменных источников, но летописи порой не лишены известной тенденциозности. У их составителей было вполне объяснимое желание, например, выделить, сделать доминирующей лишь одну ветвь из всей огромной семьи Рюриковичей — с определенного момента вполне заметно, скажем, что Мономашичи изображаются куда более положительно, чем другие ветви рода, будь то полоцкие князья или князья черниговские. В каком-то смысле сходная тенденция просматривается и в отношении династии Рюриковичей как таковой, дело излагается так, будто Рюриковичи — это с самого начала единственная правящая семья на Руси.
Тем не менее, согласно обрывочным, разрозненным и весьма лаконичным свидетельствам, на Руси были и другие князья. Основываясь на летописном рассказе, мы можем утверждать, например, что Полоцком в Х веке правил некий человек «из заморья» по имени Рогволод, судя по всему — варяг, поскольку его имя явно северного происхождения, из скандинавского Ragnvaldr. В летописи он именуется князем, и нам известно, что тогда еще язычник Владимир Святославич сватался за его дочь, а значит, скорее всего, они не состояли в прямом родстве. Неслучайно первое, что делает Владимир, насильно овладев Рогнедой и взяв ее в жены, — он истребляет всю ее семью, то есть, говоря современным языком, полностью устраняет конкурирующую организацию.
Варяги Аскольд (Höskuldr) и Дир (Dýri) княжат в Киеве, но изгоняются Олегом Вещим, опекавшим малолетнего Игоря Рюриковича, именно на том основании, что они не принадлежат к княжескому роду. После умерщвления Аскольда и Дира сам Олег, претендовавший на княжеское происхождение, хотя он не был, по-видимому, связан тесными родовыми узами с Рюриком, садится правителем в Киеве. В договорах Руси с греками 945 года наряду с Игорем Рюриковичем, княгиней Ольгой и таинственной правительницей со славянским именем П(е)редслава упоминается и загадочное «всякое княжьё», причем речь, по-видимому, идет отнюдь не о Рюриковичах, а о неких представителях других властных родов — упомянуты их послы, которые должны были договариваться с греками о мире и условиях торговли примерно на тех же основаниях, что послы Рюриковичей.
Объясняется ли скупость источников на сей счет тем, что Рюриковичи были крайне суровы со своими конкурентами и много пеклись, так сказать, о выравнивании династической ситуации на Руси? В точности мы этого не знаем, но от князя древлян, сватавшегося к княгине Ольге, в конечном итоге осталось в источниках только имя — Мал. Как известно, правительница жестоко отомстила за убийство своего мужа, князя Игоря, уничтожив практически всю древлянскую верхушку. К концу X века мы застаем Рюриковичей в качестве единственной полноправной династии, не имеющих себе равных, а следовательно, и находящихся в каком-то смысле вне конкуренции.
Византийский флот отражает нападение Руси на Константинополь в 941 году. Миниатюра из «Хроники» Иоанна Скилицы. XII–XIII века
Русь как часть Европы
Домонгольская Русь — государство в чем-то чрезвычайно открытое, то есть обращенное в своих интересах в самые разные стороны и направления, она достаточно легко налаживала связи и контакты как с Западной Европой, так и с миром Востока. Несомненно при этом, что Русь была полноценной частью европейского мира.
Весь XI век Рюриковичи налаживали связи с другими государствами путем династических браков.
Княгиня Ольга, Святослав и Игорь — каждый по-своему, но очень активно контактировал с Византией. Русские князья пускай и вынужденно сперва, но с завидной регулярностью взаимодействовали с кочевниками и, например, часто брали в жены половецких княжон, связывая себя узами свойства и родства с кочевыми правителями. В то же время не будет преувеличением сказать, что в XI–XII веках династия Рюриковичей во многом была обращена лицом на Запад, и дело здесь не только в династических браках, хотя и в них тоже. Например, когда в Норвегии в середине XII века разразился чрезвычайно серьезный династический кризис и началась масштабная борьба за власть, среди прочих претендентов на королевский престол оказался малолетний потомок русского князя Мстислава Великого. Его родословная по женской линии (а его мать приходилась Мстиславу внучкой) была вполне весомым аргументом в политической борьбе. С Русью, несомненно, считались, она была, так сказать, полноценным собеседником, участником, а иногда и инициатором разного рода событий если не мирового, то во всяком случае общеевропейского масштаба. Русские князья постоянно входили в союзы и альянсы военно-политического характера и особенно охотно обменивались дочерьми с французскими, польскими, венгерскими и прочими королями. При этом уже тогда Русь по отношению к остальному миру занимала в каком-то смысле особенное положение. С точки зрения скандинавов, Северной или Западной Европы — Русь примыкала к Византии, была как бы ее продолжением, если не частью. В перспективе же Византии Русь — это северяне, которые лишь какой-то из своих сторон обращены к византийскому миру.
Подпись Анны Ярославны, королевы Франции, под грамотой Филиппа I в пользу аббатства Святого Криспина в Суассоне. 1063 год
Передача власти и междоусобицы
Борис и Глеб. Псковская икона. Середина XIV века
Кто убил Бориса?
Борис и Глеб, святые князья-мученники, были убиты Святополком, прозванным за это злодейство Окаянным. По крайней мере, так сообщают русские летописные и агиографические источники, которые в данном случае есть основания заподозрить в известной пристрастности. Независимый от собственно русской традиции иностранный источник недвусмысленно указывает на то, что Борис был убит по распоряжению своего единокровного брата Ярослава, впоследствии прозванного Мудрым, одного из самых влиятельных и знаменитых князей домонгольского периода. Подробнее об этом читайте тут.
Распределение княжеских столов среди Рюриковичей происходило по лествичному принципу. Столы имели свои ранги: к примеру, главный стол — Киев, второй по значению — Новгород, третий — Чернигов и так далее (при этом старшинство городов со временем менялось).
Член княжеского рода, если он не был изгоем или больным, получал стол в зависимости от своего старшинства. Когда кто-то из князей умирал, то его стол доставался следующему по старшинству и из города в город теоретически должны были перемещаться все остальные младшие князья. Изгоями считались дети князя, который не успел получить за свою жизнь главный стол.
Так, изгоем становился княжич, чей отец умер до смерти своего отца. Если князья-изгои не добивались большего силой, то лучшее, на что они могли претендовать, — это тот стол, который их отец занимал перед смертью. Естественным результатом лествичной системы были постоянные междоусобные войны старших племянников с младшими дядьями и войны против князей-изгоев. Так, например, в 1078 году двоюродные братья Олег Святославич и Борис Вячеславич, отцы которых умерли еще при жизни их старшего брата Изяслава Ярославича, восстали против своих дядьев Изяслава и Всеволода Ярославичей. В решающей битве на Нежатиной ниве погибли киевский князь Изяслав и его незадачливый племянник Борис, Олегу удалось бежать в Тмутаракань, а Киев достался Всеволоду. Отмирание лествичной системы прослеживается с XIII века. Ее сменяет более простой удельный принцип, при котором князья больше не переезжают из города в город.
Откуда взялись русские титулы «князь», «великий князь», «царь» и другие
Члены рода Рюриковичей именовались на Руси князьями. Этот титул был заимствован славянами из какого-то германского языка, вероятно из готского — от слова kuniggs, родственного английскому king, немецкому König, древнескандинавскому konungr. О широте распространения этого титула до прихода Рюрика известно немногое, хотя летописцы и называют князьями некоторых людей из других родов. Титул «великий князь» появился в XII веке и стал активно применяться к концу столетия в связи с разрастанием рода Рюриковичей и возвышением отдельных князей над другими.
Папа Лев III коронует Карла Великого зимой 800 года. Миниатюра из «Chroniques de France ou de Saint-Denis». Первая половина XIV века
Изредка применительно к русским князьям использовались и иные титулы. Иногда использовался римский по происхождению титул «цесарь» («царь»). Ярослава Мудрого называли тюркским титулом «каган», заимствованным у хазар. На этот титул претендовал и не названный по имени правитель Руси, послы которого были задержаны франкским императором в Ингельгейме в 839 году. Наконец, Даниил Романович Галицкий в 1254 году принял от папы римского королевскую корону, после чего он и его наследники стали именоваться королями Руси (этот титул ведет свое происхождение от имени императора Карла Великого).
Христос коронует Гертруду и Ярополка. Кодекс Гертруды. XI
Происхождение и краткая биография Рюрика
Однозначных сведений о происхождении основоположника царской династии Рюриковичей, а, следовательно, и его национальности, нет. Исторические факты, содержащиеся в различных летописях, и прежде всего в «Повести временных лет», трактуются историками по-разному.
В связи с этим выдвигаются две теории происхождения Рюрика: норманская и антинорманская.
Согласно норманнской теории родословная Рюрика связана со скандинавскими викингами. Сторонники данной версии отождествляют его с конунгом (т. е. правителем) Рёриком, пришедшим из Дании, ютландского Хедебю. Данные о его появлении разняться: одни источники указывают 817 год, как дату его рождения, другие — 806 — 807 гг.
Рёрик родился в датской королевской семье рода Скьольдунгов Хальвдана, но его отец был изгнан из Ютландии, а император Карл Великий приютил его семью. Возмужав, Рёрик отомстил за отца: Ютландия была завоевана, а Дания практически вся покорена. И он стал, по словам современников, некоронованным королем норманнов благодаря своему таланту полководца.
Приверженцы антинорманской теории считают, что Рюрик – это представитель славянского племени ободритов, которых называли «ререгами», что означает «соколы». А слово «варяг» происходит от славянского прибалтийского племени вагров.
В поддержку этой версии приводят фамильные знаки, которые Рюриковичи ставили на монетах, клеймах или печатях для заверения важных документов, изображающие сокола, нападающего на добычу.
Рёрик из Дании
Некоторые исследователи склонны отождествлять Рюрика с датским конунгом – Рёриком Ютландским (или Фрисландским).
Это брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году получил от Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде.
В первый раз имя Рёрика упоминается в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году Рёрик ведет войну в Дании против датского короля Хорика l, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь l был вынужден уступить Рёрику — Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его.
В 855 году Рёрик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) еще раз пытались вернуть королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I. В 873 году Рёрик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому. В 882 году император Карл Толстый передал Фризию — Готфриду, племяннику Рёрика, по всей видимости в связи с кончиной последнего.
Хотя нет никаких, даже косвенных, сведений о походе Рёрика Ютландского в земли восточных славян, версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями.
Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в 9 веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам.По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рёрика.
Также с Фризией связано замечание хрониста 12 века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция Rustringen отмечена на картах 17 века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.
Эйрик из Швеции
Вторая версия скандинавского происхождения Рюрика связана с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы.
«Иллюстрированная хронология истории Российского Государства в портретах» Издание 1909 года
В сочинении исландского скальда начала 18 века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе 1018 года в Уппсале.
Один из участников схода заявил:
Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нем, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд. А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой.
Аустрлен-дом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) — так в сагах именовалась Русь.
По вычислениям известного шведского археолога Биргера Нермана, конунг Уппсалы Эйрик, сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель» относится к началу его правления – 850–860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна.
Рорик из Гаутланда
Согласно шведской «Саге о Рорике и его потомках», изданной только в пересказе Д. М. Михайловича, конунг Рорик был сыном конунга Арнвида из рода Скильвингов, который владел новгородскими землями.
У ярла Гауталанда воспитывался Рорик из рода Скильвингов, конунгов Восточного пути. Его отец, Арнвид Незаконнорожденный, был убит в Гардарике людьми, посланными шведским конунгом.
Арнвид по праву владел Альдейгьюборгом и собирал дань с Хольмграда, Бьярмии и других земель Восточного пути. Шведский конунг послал корабли с большим войском, его воины бились с людьми Арнвида, и многие пали с обеих сторон в этой битве. Арнвид был убит, и с ним погибли почти все его воины. Но и от людей шведского конунга осталось меньше половины.
И тогда жители Гардарики, называвшиеся словене, объединились с бьярмами и прочими племенами, разбили их и прогнали за море. Тогда они вспомнили о том, что в Гауталанде воспитывается враг шведского конунга. Они послали своего человека и тот тайно встретился с Рориком.
Посол из Гардарики по имени Лют сказал Рорику:
Мы обещаем опять отдать тебе Альдейгьюборг, если ты сумеешь защитить нас от людей конунга.
Пересказ саги на русском опубликован в популярном издании РАЕН и не используется в академических исследованиях, также не известны научные публикации по этой саге на английском.
Проблема возникает при идентификации города Альдегьюборг. Д. М. Михайлович отождествляет его с Ладогой, другие авторы указывают на то, что это название является калькой со Старграда, города вагров на Балтийском побережье.
Призвание и правление Рюрика
Одним из основных источников, откуда ученые берут сведения об исторических событиях, происходивших в IX веке, является «Повесть временных лет».
В ней мы читаем о том, что Рюрика и его братьев позвали править огромной территорией, охваченной внутренними конфликтами в 862 г.
Междоусобица, которая разгорелась между славянскими племенами, ослабила их и не оставляла сил для борьбы с внешними врагами. Поэтому для спасения отечества было решено пригласить князя из чужих краев.
Отправились славяне к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Идите княжить и владеть нами». По традиции данное событие считается летописцами и историками точкой отсчета государственности у восточных славян и называется «Призванием варягов».
Через тысячу лет, в 1862 г., это историческое событие нашло отражение в памятнике «Тысячелетие России», воздвигнутом в Великом Новгороде (скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман).
Внешняя и внутренняя политика
Исторический портрет личности определяется его поступками. Какие основные события характеризуют период княжения Рюрика?
Придя к власти, Рюрик стремился укрепить государственность, расширял собственные владения, завоевывая земли вокруг. За первые 2 года своего правления (862 — 864 гг.) он захватил Ростов, Муром, Смоленск.
Но успех во внешней политике привел к росту волнений в Новгороде. Вадима Храброго называют главным организатором возмущений народа, охвативших Новгород.
Поддерживаемый боярами, купцами и волхвами Вадим Храбрый спровоцировал бунт недовольных горожан в 864 г., но Рюрик подверг город кровавой расправе, и виновные оказались в темнице. Новгородский князь так же понес тяжелую утрату – погибли его братья Синеус, правивший в Белозере, и Трувор – в Изборске.
Известен следующий интересный исторический факт: Рюрик расправился со всеми претендующими на его место потомками Гостомысла (первого новгородского старейшины), но пообещал жителям Новгорода повенчать его дальнюю родственницу Преславу с сыном-наследником, если тот родится. Преслава получила скандинавское имя Хельга (будущая княгиня Ольга, ставшая женой Игоря).
868 год ознаменован тем, что была покорена восставшая Ладога (столица на тот момент) и позицию столичного города занял Новгород (870 г.).
Южные границы представляли собой еще одну угрозу, которая требовала постоянного внимания. Аскольд и Дир, правившие Киевом, стремились завладеть территориями, входившими во владение Новгорода, несмотря на существующие мирные соглашения.
С 866 по 870 гг. Аскольд регулярно совершал походы на север, направляясь к Новгороду, но завершилось это тем, что в 870 г. Рюрик разгромил армию Аскольда, и был подписан мирный договор, по которому Киев платил выкуп.
Смерть первого русского князя
Точных данных о том, сколько жен и детей было у Рюрика, нет. Историки говорят о том, что потомков было несколько.
Точно известно, что незадолго до смерти, Рюрик женился, и его молодая жена в 877 году родила сына, младенца назвали Игорем. А через два года он унаследовал престол, поскольку Рюрик умер в 879.
Сын Рюрика — соправитель Олега
Игорь родился не позднее 879 года — более точную дату указать невозможно из-за отсутствия надёжных источников о тех далёких от наших дней веках. Он был наследником Рюрика, однако по причине малолетства его воспитанием занялся Олег, чьё происхождение по сей день вызывает споры в среде учёных. Так или иначе, малолетний Игорь был свидетелем того, как его попечитель огнём и мечом ковал Киевскую Русь и ждал, когда он сможет руководить созданным воспитателем государством самостоятельно.
Вещий Олег.
Административные навыки Игорь, по всей видимости, начали развиваться довольно рано. Олег проводил достаточно много времени в военных походах, оставляя своё детище фактически без правителя. Современные исследователи выдвинули гипотезу, что в это время, в частности, во время походов на Византию, Игорь оставался «за старшего» в Киеве и ведал текущими государственными делами. Таким образом, на рубеже 9 — 10 веков в Киевской Руси сложилось своеобразное «двоевластие», но Олег всё же оставался признанным лидером.
Смерть «вещего» князя в 912 году позволила Игорю сосредоточить всю полноту власти в своих руках. В это время он уже был женат на Ольге, уроженке псковской земли и скандинавке по происхождению.
Княжение Игоря: древляне, печенеги и византийцы
Начало самостоятельного княжения Игоря началось с недовольства племён своим подчинённым положением. Видимо, почувствовав ослабление центральной власти, свои даннические отношения с Киевом разорвал союз древлян, присоединённый ещё Олегом. Игорь смог подчинить нелояльные племена обратно, наложив на них дань, значительно превышавшую прежнюю. Впоследствии напряжение между древлянами и Киевом ещё сыграет свою роль в дальнейшей биографии молодого киевского князя.
В самом начале правления князя Игоря на границах Древнерусского государства появляется новая напасть — кочевые племена печенегов. Однако до вторжения дело не дошло. Игорь смог заключить со степняками мир, после чего те продолжили своё движение на юг, вторгнувшись в пределы Византийской империи. Учитывая, что после смерти Олега в связи со сменой князя Русь находилась в несколько разобранном состоянии, такой шаг Игоря кажется логичным.
Знатный печенежский воин и его вооружение. Приблизительная реконструкция.
Видимо, уже через несколько лет печенеги всё же нарушили спокойствие Киевской Руси — в 920 году Игорь начинает военную кампанию против беспокойных соседей. Этот конфликт стал лишь эпизодом в глобальном противостоянии в южной части Восточной Европы между кочевниками, Русью и Византийской империей. К сожалению, о результатах похода из письменных источников ничего не известно.
В древнерусских летописях зияет огромная дыра протяжённостью в 20 лет — о деятельности Игоря до знаменитых походов на Византию. Здесь на помощь историкам приходят иностранные источники: арабские и византийские. Кстати, именно князь Игорь стал первым киевским князем, имя которого зафиксировано в зарубежных документах того времени.
В 30-е годы 10 века Игорь в ответ на просьбу византийцев, подкреплённую дарами, начинает поход против хазар, угрожавших в то время крымским владениям ромеев. На Керченском полуострове славяне во главе с неким Хальгой, которого современные исследователи называют одним из воевод Игоря, смогли захватить хазарскую крепость Самкерц. Но военная удача вскоре отвернулась от Хальги — хазарский полководец Песах разорил византийские владения, почти взял Херсонес и разгромил древнерусские войска, заставив воеводу вернуть награбленное добро, заключить мир и пообещать напасть на Византию.
Развалины Херсонеса.
Поход на Константинополь: от разгрома к мирному договору
Игорь сдержал клятву, данную хазарам. В 941 году начался первый поход киевского князя против ромеев. Однако сохранить в тайне планы удара по Византии славяне не сумели — император получил информацию о готовящемся вторжении от болгар. Тем не менее, несмотря на это, первое время Игорю улыбалась удача — основная часть флота ромеев воевала против арабов. Славяне смогли высадиться на черноморском побережье Малой Азии, начали грабить города и сёла, возглавляемые уже упоминавшимся Хальгой. Другая часть войска шла на Византию со стороны Болгарии, позже присоединившись к своим соратникам.
По некоторым данным, древнерусский флот состоял из тысячи кораблей — византийцам требовалось время для сбора сил, чтобы дать отпор. Решение Игоря грабить Малую Азию позволило византийцам собрать эти значительные силы. Когда киевский князь подошёл к стенам Второго Рима, ромеи уже подготовились к обороне. Свои корабли они оснастили «греческим огнём», который 11 июня 941 года в сражении у Иерона нанёс большой ущерб древнерусскому флоту. «Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская её, пожгли нас; оттого и не одолели их». После поражения Игорь с частью войск отступил обратно на Русь, в то время как другие дружинники переправились в Малую Азию.
Греческий огонь. Миниатюра. «Хроники» Иоанна Скилицы.
Здесь византийцы смогли сосредоточить около 40 тысяч человек, однако решающая победа была достигнута снова на море. 15 сентября 941 года у города Килы ромеи уничтожили русские корабли. Дальнейшая судьба этой части киевской рати осталась неизвестной. Вполне возможно, что никому не удалось вернуться домой, и император Роман попросту казнил пленных, как это было месяц назад под стенами Константинополя.
Однако Игорь не сдавался. Он привлёк на свою сторону варяжских наёмников, договорился о совместных действиях с печенегами и в 943 году начал новый поход на Византию. Но на этот раз императору Роману удалось откупиться. Летописи сообщают, что на это решение повлияли дружинники князя, которые помнили о том, как трагично для Руси закончился прошлый поход против ромеев.
Византийцы решились пойти ещё дальше и заключить с Русью новый договор. С этой целью для консультаций в Киев были посланы послы императора — впервые в истории отношений Древнерусского государства и Восточной Римской империи. Спустя некоторое время уже русские представители прибыли в Константинополь и заключили договор с Византией, который упорядочивал дипломатические и торговые контакты между двумя странами. Историки противоречиво оценивают этот межгосударственный акт, отмечая, что, по сравнению с договорами князя Олега, условия для Древней Руси ухудшились. Возможно, на это повлияла не слишком удачная деятельность Игоря в качестве полководца.
Текст договора. Радзивилловская летопись [начало XIII века].
Смерть Игоря — предательство дружины?
Спустя всего лишь год после заключения мира с Византией княжение Игоря трагически заканчивается в древлянской земле при попытке повторного сбора дани. Нестор, автор и составитель «Повести Временных Лет», обвиняет киевского князя в алчности и любви к наживе — дескать, именно это и только это стало причиной его гибели.
Однако современные исследователи обращают внимание на другие факты, пытаясь реконструировать причины столь бесславной кончины. Так, например, историки указывают на то, что, по всей видимости, Игорь во время своего княжения вступил в противоборство с влиятельными языческими жрецами на фоне распространения в крупных русских городах христианства. Сам способ умерщвления князя — его привязали к стволам двух деревьев и разорвали надвое — по сведениям античных и раннесредневековых источников, у языческих племён применялся к святотатцам. Решение о казни Игоря принимало древлянское вече, на котором веское слово имело жречество.
Казнь Игоря древлянами.
Месть жречества облегчалась ещё и тем, что часть дружины Игоря оставила его после сбора дани. Исследователи предполагают, что не сам князь, как указывает летописец, отпустил дружину перед повтором сбора дани, что выглядит самоубийственно, а дружинники оставили Игоря, недовольные мирным договором с Византией. Существует также предположение, что князя оставили именно язычники, в то время как с Игорем остались лишь немногочисленные христиане.
Конечно, все приведённые домыслы остаются на уровне гипотезы, и мы вряд ли сможем реконструировать события тех далёких лет. Фактом остаётся одно — взошедшая на киевский престол вдова князя, Ольга, отомстила за смерть мужа и окончательно интегрировала древлян в Киевскую Русь.
История династии: начало
Родословная довольно сложная, разобраться в ней не так-то просто, но начало династии Рюриковичей проследить очень легко.
Рюрик
Рюрик стал первым князем в своей династии. Его происхождение – крайне спорный вопрос. Одни историки предполагают, что он был из знатного варяжско-скандинавского рода.
Предки Рюрика происходили из торгового Хедебю (Скандинавия) и были в родстве с самим Рагнаром Лодброком. Другие историки, разграничивая понятия «норманн» и «варяг», считают, что Рюрик был славянского рода, возможно, он состоял в родстве с новгородским князем Гостомыслом (считается, что Гостомысл был его дедом), и долгое время жил с семьёй на острове Рюген.
Скорее всего, он был ярлом, то есть имел военную дружину и держал ладьи, занимаясь торговлей и морским разбоем. Но именно с его призванием сначала в Старую Ладогу, а потом в Новгород связано начало династии.
Рюрик был призван в Новгород в 862 году (когда он начал править точно, конечно, неизвестно, историки опираются на данные из ПВЛ). Летописец утверждает, что он пришёл не один, а с двумя братьями Синиусом и Трувором (традиционные варяжские имена или прозвища). Рюрик осел в Старой Ладоге, Синиус на Белоозере, а Трувор в Изборске. Интересно, что каких-либо иных упоминаний о братьях в ПВЛ нет. С ними не связано начало династии.
Олег и Игорь
Рюрик умер в 879 году, оставив малолетнего сына Игоря (или Ингвара, по скандинавской традиции). Дружинник, а возможно и родственник Рюрика, Олег (Хелг) должен был править от имени его сына до совершеннолетия.
Внимание! Существует версия, что Олег правил не просто как родственник или доверенное лицо, а как избранный ярл, то есть имел все политические права на власть по скандинавским и варяжским законам. То, что он передал власть Игорю, действительно могло означать, что тот был его близким родственником, возможно племянником, сыном сестры (по скандинавской традиции дядя ближе, чем родной отец, мальчиков в скандинавских семьях отдавали на воспитание дяде по матери).
Сколько лет княжил Олег? Он успешно управлял молодым государством до 912 года. Именно ему принадлежит заслуга полного завоевания пути «из варяг в греки» и захват Киева, затем его место занял Игорь (уже как киевский правитель), к тому моменту женатый на девушке из Полоцка (по одной из версий) – Ольге.
Ольга и Святослав
Правление Игоря нельзя назвать успешным. Он был убит древлянами в 945 году во время попытки взять двойную дань с их столицы – Искоростеня. Так как единственный сын Игоря, Святослав, был ещё маленьким, то престол в Киеве по общему решению бояр и дружины заняла его вдова Ольга.
Её можно считать как самостоятельной правительницей, так и регентшей при сыне. Некоторые историки полагают также, что Ольга оставалась полноправной соправительницей до самой своей смерти в 969 году.
Святослав взошёл на киевский престол в 957 году. Он был князем-воином и никогда не задерживался надолго в столице своего быстро растущего государства. Ещё при жизни он разделил земли Руси между тремя своими сыновьями: Владимиром, Ярополком и Олегом. Владимиру (незаконному сыну) он отдал в удел Новгород Великий. Олега (младшего) посадил в Искоростене, а старшего Ярополка оставил в Киеве.
Внимание! Историкам известно имя матери Владимира, также известно, что она была обеленной холопкой, то есть не могла стать женой правителя. Возможно, Владимир был старшим сыном Святослава, его первенцем. Именно поэтому он был признан отцом. Ярополк и Олег были рождены от законной жены Святослава, возможно, болгарской княжны, но по возрасту они были младше Владимира. Все это, впоследствии, повлияло на отношения братьев и привело к первой княжеской междоусобице на Руси.
Ярополк и Владимир
Святослав погиб в 972 году на острове Хортица (Днепровские пороги). После его смерти киевский престол на несколько лет занял Ярополк. Между ним и его братом Владимиром началась война за власть в государстве, закончившаяся убийством Ярополка и победой Владимира, который и стал, в конечном итоге, очередным киевским князем. Правил Владимир с 980 по 1015 год. Главная его заслуга – крещение Руси и русского народа в православную веру.
Ярослав и его сыновья
Между сыновьями Владимира сразу после его смерти разгорелась междоусобная война, результате которой престол занял один из старших сыновей Владимира от полоцкой княжны Рагнеды Ярослав.
Важно! В 1015 году киевский престол занял Святополк (прозванный в последствии Окаянным).Он не был родным сыном Владимира. Его отцом был Ярополк, после смерти которого Владимир взял в жёны его жену, и признал родившегося ребёнка своим первенцем.
Ярослав княжил до 1054 года. После его смерти в силу вступило лестничное право – передача киевского престола и «младших» по старшинству в роду Рюриковичей.
Киевский престол занял старший сын Ярослава Изяслав, Черниговский (следующий по «старшинству» престол) – Олег, Переяславский – младший сын Ярослава Всеволод.
Долгое время сыновья Ярослава жили мирно, соблюдая заветы отца, но, в конечном итоге, борьба за власть перешла в активную фазу и Русь вступила в эпоху Феодальной раздробленности.
Родословная Рюриковичей. Первые киевские князья (таблица или династия Рюриковичей схема с датами, по поколениям)
Поколение | Имя князя | Года правления |
I поколение | Рюрик | 862-879 (новгородское княжение) |
Олег (Вещий) | 879 – 912 (новгородское и киевское княжение) | |
II | Игорь Рюрикович | 912-945 (киевское княжение) |
Ольга | 945-957 | |
III | Святослав Игоревич | 957-972 |
IV | Ярополк Святославич | 972-980 |
Олег Святославич | Князь-наместник в Искоростене, погиб в 977 году | |
Владимир Святославич (Святой) | 980-1015 | |
V | Святополк Ярополкович (пасынок Владимира) Окаянный | 1015-1019 |
Ярослав Владимирович (Мудрый) | 1019-1054 | |
VI | Изяслав Ярославович | 1054-1073, 1076-1078 (киевское княжение) |
Святослав Ярославович (Черниговский) | 1073-1076 (киевское княжение) | |
Всеволод Ярославович (Переяславский) | 1078-1093 (киевское княжение) |
Рюриковичи — история правления
Рюриковичи — княжеский род, первая царская династия, правившая Русью семь с половиной веков. История нашей страны тесно переплетена с историей этой династии. Сотни выдающихся представителей рода оказали огромное влияние на все стороны жизни страны, так как среди них были не только правители, но и полководцы, писатели, общественные деятели и даже православные Святые.
Родоначальником Рюриковичей считается новгородский князь IX века Рюрик, о происхождении которого до сих пор ведутся дискуссии среди историков. В «Повести временных лет» — наиболее раннем из дошедших до нас летописных сводов, относящихся к началу XII века, есть сведения о призвании на Русь варягов для прекращения междоусобиц. Согласно летописи Русская земля была основана братьями Рюриком, Трувором и Синеусом, прибывшими из-за моря и осевшими в разных городах: Рюрик — в Ладоге, Трувор — в Изборске, Синеус — в Белом озере (Белоозере). Рюрик единолично стал править страной.
Существует легенда о том, что братья не были такими уж «чужаками». Их дедушкой называют новгородского князя Гостомысла, а матерью — дочь Гостомысла, Умилу, вышедшую замуж за варяжского князя.
Большинство ученых считают, что сюжет о призвании варягов появился в летописи только в конце XI — начале XII веков. Несмотря на это, именно он лег в основу так называемой Норманской теории — одной из исторических концепций происхождения русской государственности.
Рюрик скончался в 879 году. Его преемником стал родственник по имени Олег, которому было также поручено заботиться о сыне Рюрика, Игоре.
К концу X — началу XI веков Рюриковичи захватили власть в восточнославянских землях. Они присвоили только себе право княжить в русских городах. Представители рода защищали это право, помня об общности происхождения, называя себя «братьями», даже в конце XII века. Несмотря на это, к середине XII века Русь была разделена на несколько земель. Вместе с этим появились отдельные ветви династии Рюриковичей — Ольговичи, Мономаховичи, Всеславичи и другие.
Во время монголо-татарского нашествия некоторые Рюриковичи из правителей превратились в бояр и стали родоначальниками таких княжеских родов как Одоевские, Волконские, Долгоруковы, Оболенские, Барятинские и некоторых других.
Московские князья, из рода которых происходили первые русские цари — Иван IV Грозный и сын его Федор Иванович тоже были Рюриковичи. Они были потомками великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо.
Олегу принадлежит заслуга в налаживании отношений с Византией. Именно Олег назвал Киев «Матерью городов русских». Игорь, став киевским князем после смерти Олега, также сделал немало для Русской земли, хотя случались у него и военные неудачи. Князь Игорь погиб, собирая дань с древлян. Те посчитали, что его запросы чрезмерны. Жена Игоря отомстила за него, уничтожив город древлян Искоростень, она послала в город птиц с привязанными к их лапкам подожженным трутом.
Пока сыновья Игоря — Глеб и Святослав были маленькими, русскими землями правила их мать Ольга. Повзрослев, престол занят старший сын Игоря и Ольги — Святослав, который большую часть жизни провел в военных походах и известен в русской истории, как замечательный полководец.
Блаженная княгиня Ольга прославила Бога всеми делами своими добрыми, и Бог прославил ее. При святом князе Владимире, по некоторым данным в 1007 году, мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в специальном саркофаге, в каких принято было класть мощи святых на православном Востоке. «И ино чудо слышите о ней: гроб камен мал в церкви Святыя Богородицы, ту церковь создал блаженный князь Владимир, и есть гроб блаженныя Ольги. И на верху гроба оконце сотворено — да видети тело блаженныя Ольги лежаще цело». Но не всем было явлено чудо нетления мощей равноапостольной княгини: «Иже с верою придет, отворится оконце, и видит честное тело лежаще цело и дивится чуду таковому — толико лет в гробе лежаще телу неразрушившемуся. Достойно похвалы всякой тело то честное: в гробе цело, яко спя, почивает. А другим, иже не с верою приходят, не отворится оконце гробное, и не видет тела того честного, но только гроб».
Так и по кончине святая Ольга проповедовала вечную жизнь и воскресение, наполняя радостью верующих и вразумляя неверующих. Была она, по словам преподобного Нестора Летописца, «предтекущая христианской земли, аки денница пред солнцем и аки заря пред светом».
Святой равноапостольный великий князь Владимир, вознося свое благодарение Богу в день Крещения Руси, свидетельствовал от лица своих современников о святой равноапостольной Ольге знаменательными словами: «Благословити тя хотят сынове рустии, и в последний род внук твоих».
После гибели Святослава в одном из военных походов, его место занял Ярополк, убивший собственного брата Олега. Он очень мало княжил в Киеве, будучи свергнутым с трона Владимиром. Князь Владимир был незаконнорожденным. С ним связана история покорения Полоцка и женитьба на невесте Ярополка Рогнеде. Для того, чтобы взять ее в жены, Владимир расправился с семьей девушки. После этого он с войском пошел на Киев и предложил Ярополку мирные переговоры. На самом деле, его целью было заманить брата в ловушку и убить его. После этого вся власть на русских землях оказалась в руках Владимира. Владимир остался в русской истории как креститель Руси. Именно он искоренил язычество и вводил христианство в подвластных ему землях. После смерти Владимира на киевский трон нашлись сразу четыре претендента. Между ними началась междоусобная борьба.
Летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие. У Владимира той поры было пять жен. Одну из них, полоцкую княжну Рогнеду, он насильно сделал своей супругой, начав войну с ее отцом, полоцким князем Рогволодом, после того как Рогнеда гордо отвергла его предложение вступить в брак. Захватив Полоцк, Владимир обесчестил Рогнеду на глазах ее отца и матери, а затем убил обоих родителей. Другой женой Владимира стала вдова убитого им Ярополка, некая гречанка, бывшая прежде монашенкой и привезенная в Киев князем Святославом, пораженным ее красотою. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц: «300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в сельце». Но и наложницы не могли удовлетворить его. «Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», так с осуждением писал о Владимире летописец.
Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон — поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши. «И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», рассказывает летопись. Изваяния Перуна, ставшего по воле Владимира главным божеством древней Руси, устанавливались и в других древнерусских городах. В 983 году, после одного из походов Владимира, на «Перуновом холме» было решено устроить и человеческие жертвоприношения. Жребий пал на двор некоего варяга-христианина, и киевские язычники потребовали принести в жертву его сына. Варяг не подчинился им и не дал своего сына на заклание бесам. В отместку киевляне разметали весь его двор и подрубили сени, на которых он стоял с сыном, и так убили их. Эти варяги-христиане (поздняя церковная традиция называет их имена: Феодор и сын его Иоанн) стали первыми в Русской земле мучениками за веру.
После убийства своих родственников, княжить в Киеве стал сын Владимира Святополк, получивший нелестное прозвище Окаянный. Однако его вскоре сместил Ярослав Мудрый. Для того, чтобы упрочить связь с Европой, Ярослав Мудрый женился на шведской принцессе Ингигерде, а детей своих женил и выдал замуж за представителей европейских королевских династий. Его дочери стали королевами Франции и Швеции. Ярослав Мудрый действительно прославился своей мудростью, завещая своим потомкам не вести междоусобных воин.
Его сыновья Изяслав (правитель Киевский и Новгородский), Всеволод (князь Ростовский и Переяславский), Святослав (князь Черниговский и Муромский) заключали множество монарших браков, в результате чего образовалось множество ветвей княжеского рода:
- Изяславичи,
- Ростиславичи,
- Изяславичи Туровские,
- Святославичи,
- Мономаховичи.
Во главе рода Изяславчией стоял сын Владимира и Рогнеды — Изяслав. Существует легенда, согласно которой Рогнеда, желая отомстить мужу за жестокую расправу над ее семьей и за то, что он силой принудил ее к замужеству, пыталась заколоть ее ножом, но Владимир проснулся и в гневе хотел убить Рогнеду. Ее спас маленький Изяслав, который вступился за мать. После этого Рогнеда с сыном были сосланы в Полоцк.
Владимир пытается убить Рогнеду, но её сын, князь Изяслав преграждает ему путь
(Миниатюра из Радзивилловской летописи, ХV век)
Основоположников крупной княжеской ветви семьи Рюриковичей был также сын Владимира Ростислав, который не являлся претендентом на трон. Благодаря своим воинским успехам Ростислав возглавил Тьмутаракан. Его сыновья Володарь, Василько и Рюрик также прославились как умелые воины.
Ветвь Изяславичей Туровских пошла от сына Ярослава Мудрого Изяслава. Он княжил в Турове, но ему пришлось покинуть родные земли, так как в результате ожесточенной борьбы ими овладел Владимир Мономах. И только спустя много лет, Юрий, его далекий потомок, вновь возвратил себе земли своих предков.
Святославичи — сыновья Святослава не могли одолеть своих дядей Изяслава и Всеволода в борьбе за власть.
Знаменитый род Мономаховичей произошел от наследника Владимира Мономаха — Всеволода. «Собиратель земель русских» Юрий Долгорукий был из рода Мономаховичей.
Великая династия Рюриковичей отличалась своей многочисленностью. Например, у Юрия Долгорукого было 14 детей. Несомненно, это становилось большой проблемой при определении права наследования.
Рюриковичи — Закат правления
Еще к выдающимся Рюриковичам относят:
- Ивана Калиту,
- Александра Невского,
- Дмитрия Донского.
Последним царем из Династии Рюриковичей по прямой линии был сын Ивана Грозного, Федор Иоаннович, умерший бездетным в 1598 году. Однако правивший в 1606-1610 годах царь Василий Шуйский тоже был из рода Рюриковичей.
Избрание на царствование земским собором в 1613 году Михаила Федоровича положило начало правящей династии Романовых. Эпоха Рюриковичей подошла к концу.
Русский историк Н.М. Карамзин писал: «Так пресеклось на троне московском знаменитое варяжское поколение, коему Россия обязана бытием, именем и величием«.