Греция немыслима без мифологии. Когда мы говорим об этом государстве, на ум само собой приходит название Олимп — священной горы, где властвовал Зевс и другие верховные божества. Всемогущие Боги Древней Греции — они бессмертны, капризны, наделены достоинствами и недостатками людей. Грешат, любят, мстят, как простые смертные, но при этом грозны, жестоки, бывая и великодушными.
Источник: nlo-mir.ru
- Особенности пантеона
- Функции богов
- Кем были боги Древней Греции?
- Рагу для богов
- Прокрустово ложе
- Бесконечный голод Эрисихтона
- Происхождение флейты Пана
- Настоящая вакханалия
- Боги Древней Греции (Олимп)
- Зевс — повелитель неба
- Посейдон — повелитель моря
- Великая богиня Гера
- Арес
- Афина
- Гефест
- Деметра
- Афродита
- Аполлон и Артемида
- Гестия
- Гермес
- Аид — повелитель преисподней
- Другие боги Олимпа
- Зачем читать про богов Древней Греции?
- Дети жестокого Кроноса
- Рождение Зевса
- Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами
- Борьба Зевса с Тифоном
- Олимп
- Посейдон и божества моря
- Ио
- Дети Зевса
Особенности пантеона
Боги Олимпа являлись таковыми в третьем поколении. Им предшествовали два поколения – изначальные боги и титаны. К титанам относились Кронос и его супруга Рея. Их родителями были изначальные боги – Уран и Гея.
Боги Олимпа
Согласно мифологическим представлениям древних греков, 12 богов входили в совет. Их имена в алфавитном порядке:
- Аполлон.
- Арес.
- Артемида.
- Афродита.
- Афина.
- Гера.
- Гермес.
- Гестия.
- Гефест.
- Деметра.
- Зевс.
- Посейдон.
Такое явление в мифологии называется “Двенадцатибожие”. Однако, этот состав не являлся каким-то каноническим. Его состав менялся в зависимости от местных культов. В отдельных случаях богов могло быть 13 или 14. Сведения о двенадцати богах относится к концу VI века до н.э. Бог Аид и его жена Персефона к ним иногда и не относились, так как жили в подземном мире. Бог виноделия Дионис мог заменять Гестию.
Историк Фукидид в своем труде “История Пелопонесской войны” упоминает алтарь 12-ти богов на Афинской агоре. Именно от него вели отчет расстояния от столицы полиса до различных культовых мест.
Олимпийские боги
Функции богов
Они покровительствовали различным сферам жизни:
- Аполлон – покровительство искусствам.
- Арес – честная и справедливая война.
- Артемида – охота, целомудрие, плодородие, луна.
- Афродита – красота, любовь, весна, жизнь, браки и роды.
- Афина – знания, искусства, ремесла, градостроительство, наука, ум, сноровка, изобретательность.
- Гера – брак. Она являлась верховной богиней и весьма ревнивой и жестокой.
- Гермес – торговля, прибыль, хитрость, разум, ловкость, красноречие, алхимия, магия, астрология. Он был покровителем послов и путников.
- Гестия – семейный очаг.
- Гефест – огонь, кузнечное дело, он изготавливал молнии Зевса.
- Деметра – земледелие и плодородие.
- Зевс – он ведал всем миром, а также покровительствовал небом, громом, молниями, властью, законами.
- Посейдон – морская стихия, коневодство и землетрясения.
Греческие боги имели римские аналоги, которые иногда назывались в честь планет солнечной системы. Например, Юпитер вместо Зевса, Нептун вместо Посейдона, Меркурий вместо Гермеса, Марс – Ареса. Афродите соответствовала Венера, а Гере – Юнона.
Боги Олимпа Греции
Кем были боги Древней Греции?
Боги Древней Греции — это мифические герои, которых стоит воспринимать, как интересных литературных персонажей и, разумеется, важную часть мировой истории и культуры. Со временем отношение к мифологии трансформировалось и, если Гесиод и Пиндар считали все, что они пишут о греческих богах истиной, а древнегреческие трагики относились к своим произведениям, как к религиозным текстам, претендующим на истинность, то позже мифология переходила в разряд литературных произведений.
Боги Древней Греции очень похожи на людей. Они ревнуют и страдают, бывают мстительными и жестокими, совершают нелепые ошибки и от человека их часто отличает лишь ряд сверхъестественных способностей. Именно так высших существ часто представляет пантеизм. Сразу много богов совершенными быть не могут.
Обо многих античных богах мы узнали благодаря дошедшим до нас литературным произведениям Античных времен. Список авторов, с которыми мы можем ознакомиться краток, что и неудивительно. Многие рукописи могли просто не дойти до нас. Всем известен Гомер — «Илиада» и «Одиссея». Многие читали «Теогонию» Гесиода, а также «Труды и дни», где богам тоже отводится роль. Пиндар, лирический древнегреческий поэт, постоянно затрагивает тему богов Древней Греции. К мифологическим сюжетам обращается автор комедий Аристофан.
И даже путешественник и писатель Павсаний, живший во II в. н. э. все еще вполне серьезно относится к мифам, описывая их, как некую религиозную истину.
Рагу для богов
Тантал, царь Сипил, был безумно богатым и невероятно злым. Учитывая, что его отцом был Зевс, а матерью дочь двух титанов, возможно, генетика как-то сказалась на его личности. Тем не менее, ему были предоставлены определенные привилегии. Среди них было приглашение взойти на гору Олимп, где он мог присоединится к богам за трапезой.
О том, что случилось позже, повествуют три разные истории, но все они сходятся в одном: Тантал облажался. В первой истории Тантал рассказывает своим смертным товарищам что боги замышляют для них. В другой он крадет пищу богов — амброзию и нектар и раздает их тем же смертным. Третья история немного более…экстремальная.
Чтобы проверить, действительно ли боги вездесущи, он решает убить своего сына Пелопса и приготовить его на ужин. Он подает особое тушеное мясо из Пелопса, и никто его не ест, кроме Деметры, которая была расстроена и оплакивала потерю своей дочери в подземном мире.
В качестве наказания за этот поступок Зевс обрекает Тантала на вечный голод и жажду. Его прокляли стоять в бассейне с водой, которая стекает, когда он пытается попить и под деревом с фруктами, которые висят вне его досягаемости.
Прокрустово ложе
Одна из историй о Тесее начинается тогда, когда он пробирается через горы Парн. Во время путешествия к нему подошел любезный незнакомец, который пригласил Тесея поужинать и немного вздремнуть. Тесей принимает приглашение незнакомца и идет к нему домой.
Пока он ждет снаружи, когда ему приготовят комнату, к Тесею подходит молодая девушка. Она предупреждает его:
Люди называют его Прокрустом или Усекателем. Никто из тех, кто входит в его дом, никогда больше не выходит обратно.
Тесей спрашивает девушку: «почему Прокруста называют Усекателем?» Девушка говорит что злодей хвастается тем, что его кровать идеально подходит любому, кто ложится в нее. Если гость слишком низок, Прокруст растягивает его до нужных размеров, если же гость слишком высок, то он просто отрубает ему ноги.
Наконец, возвращается Прокруст и проводит Тесея в его комнату. Там Тесей видит топоры, шкивы и залитый кровью пол. Он заставляет Прокруста во всем признаться, а в качестве наказания Тесей укладывает разбойника на его собственную кровать и оставляет там умирать. Тесей освобождает жертв Прокруста, которых держали как рабов, и отдает им сокровища злодея, прежде чем отпустить на волю.
Бесконечный голод Эрисихтона
Эрисихтон, царь Фессалии, забыл самое важное правило — уважай богов. Когда он задумал построить зал для пиров, то захотел использовать древесину из ближайшего леса. Несмотря на то что этот лес является священным для богини Деметры, он начинает вырубать деревья. Царь не останавливается даже тогда, когда подходит к тополю посреди рощи, священному для Деметры и нимф.
Когда он срубает его, священный тополь кричит от боли, что привлекает внимание богини. Спустившись на землю, Деметра осуждает Эрисихтона за его бездумное неуважение и насмехается над его желанием построить пиршественный зал, так как он ему еще понадобится.
Царь строит грандиозное сооружение и пирует в нем, но ничто не может утолить его голод. На самом деле, чем больше он ест и пьет, тем голоднее становится. Он есть целых коров, паразитов и мусор, но все равно остается голодным. Он тратит все свое состояние на еду и даже продает свою дочь в рабство. Царь разоряется и попрошайничает на улицах.
В конце концов Эрисихтон начинает поглощать самого себя — он пожирает все больше и больше собственной плоти, пока не съедает себя до смерти.
Происхождение флейты Пана
Бог охотников и пастухов Пан живет в самых отдаленных уголках полей и лесов. Наполовину человек, наполовину козел, Пан почти всегда изображается держащим свой духовой музыкальный инструмент и играющим на нем. Однако, история того, где он взял свой инструмент, довольно мрачная.
Легенда гласит, что Пан влюбился в нимфу по имени Сиринкс, которая не хотела иметь с ним ничего общего. Несмотря на отсутствие взаимности, Пан продолжал преследовать ее и, в конечном итоге, обратился к богам за помощью в завоевании объекта обожания. Боги никогда не помогают так, как вы этого ожидаете — вместо того чтобы отговорить Пана от дальнейших попыток вызвать взаимность, они превратили нимфу, стоявшую в то время у реки, в тростник.
Пан был подавлен неожиданным поворотом событий, пока не услышал как ветер свистит сквозь камыши — это все, что осталось от его любви. Бог решил срубить тростник и связать стебли вместе, чтобы создать свою знаменитую флейту, которую он назвал Сиринга.
Настоящая вакханалия
Дионис может быть богом вина и радости, но он еще бог и таких вещей как безумие, например. Так что лучшим решением будет не связываться с ним, так как из-за этого могут произойти неприятные для вас события. Но Пенфей, царь Фив, усвоил этот урок слишком поздно.
Когда культ Диониса проходил по его городу, Пенфей называет его злом, которому нужно положить конец. Излишне говорить, что богу вина не понравились эти слова. Дионис, одетый как священник собственного культа, был арестован Пенфеем, однако, когда его поместили в камеру, кандалы Диониса упали и дверь камеры свободно распахнулась, позволив ему свободно бежать.
Затем переодетый женщиной Дионис заманивает Пенфея в лес, чтобы тот мог увидеть что на самом деле происходит на диких встречах, проводимых в честь бога. Участники празднества замечают Пенфея, прячущегося на дереве, и одним из них является его собственная мать. Приняв царя за дикое животное, женщины стянули его с дерева и разорвали на части. Говорят, что первым ударом его мать оторвала ему правую руку.
В конце концов мать Пенфея закончила его мучения, оторвав ему голову и водрузив ее на палку. Она отнесла голову своего сына обратно в Фивы, не зная что это ее ребенок, пока отец Пенфея не раскрыл ей правду.
Боги Древней Греции (Олимп)
Древнегреческий божественный пантеон невозможно представить без главных его персонажей — богов Олимпа. Это не первое поколение божественных сущностей в представлении древних греков. Боги зародились не сами по себе. У них были Мать-Земля и Отец-Небо, породившие Титанов. Титаны же стали отцами богов. Олимпийские боги — это внуки самых первых и главных божеств. Но именно они были людям ближе всего, потому что в их представлении обладали теми же слабостями и пороками.
Все 12 греческих богов состояли друг с другом в родстве (причем довольно тесном):
- Зевс (Юпитер) — глава династии.
- Два его брата: Посейдон (Нептун) и Аид (Плутон).
Сестра: Гестия (Веста).
- Гера (Юнона) — жена Зевса.
- Арес (Марс) — сын Зевса и Геры.
- Другие дети Зевса:
Афина (Минерва), Аполлон, Афродита (Венера), Гермес (Меркурий) и Артемида (Диана).
- Сын Геры:
Гефест (Вулкан). Является ли он так же сыном Зевса — вопрос спорный.
Греческие боги нередко вступали в разные взаимоотношения с людьми, такие «смешанные» союзы нередко становились причинами трагедий, которыми полна древнегреческая мифология.
Самым главным богом считался Зевс. В «Илиаде» отец семейства не стесняется хвалить себя:
…дерзайте, изведайте, боги, да все убедитесь: Цепь золотую теперь же спустив от высокого неба, Все до последнего бога и все до последней богини Свесьтесь по ней; но совлечь не возможете с неба на землю Зевса, строителя вышнего, сколько бы вы ни трудились! Если же я, рассудивши за благо, повлечь возжелаю, — С самой землею и с самым морем ее повлеку я И моею десницею окрест вершины Олимпа Цепь обовью; и вселенная вся на высоких повиснет — Столько превыше богов и столько превыше я смертных!
Это не мешает Зевсу выступать в роли изменщика, быть мстительным богом, кроме того, его всемогущество под большим сомнением: другие боги постоянно его обманывают.
Его жена Гера — покровительница брака одновременно приходилась Зевсу сестрой. Ее воспитали титаны Океан и Тефида. Помимо мести многочисленным любовницам Зевса, она карает и их детей. Правда в мифе о золотом руне показывает и свои положительные качества — покровительствует героям.
Аид тоже не отличался хорошей репутацией. Свою жену Персефону он похитил, чтобы сделать царицей подземного мира. Ошибочно считается, что Аид был богом смерти, на самом деле Аид повелевал мертвыми, но саму смерть олицетворял бог Танатос. Аиду досталось что-то вроде роли управляющего.
Любимая дочка Зевса богиня-воительница Афина была рождена без участия женщины. Она волшебным образом вышла из головы своего отца уже взрослой. Зевс любил ее, она повелевала молниями и отличалась таким же скверным характером, как ее отец.
Некую симпатию вызывает бог-целитель Аполлон, передавший, согласно мифам, людям искусство врачевания. Он был хорош собой и не изрекал ни слова лжи. Считалось, что он добр и милосерден к людям. Тем не менее и его в нескольких мифах можно увидеть жестоким и безжалостным, но доброе начало в нем все же победило, чего нельзя сказать о его сестре Артемиде.
Артемида, богиня темной луны, считалась также и покровительницей «темных» дел. Разрываясь между добром и злом, она так и не выбрала, какое начало в ней победит. Это один из самых противоречивых персонажей греческой мифологии.
Богиня любви и красоты Афродита занимается в основном обольщением, причем под ее чары попадают даже те, кому не следует (например, мудрецы). Гомер считает ее дочерью Зевса, но в более поздних мифах мы видим предположение, что Афродита вышла из «пены морской».
Один из гимнов Гомера гласит:
…по волнам многозвучным
В пене воздушной пригнало ее дуновенье Зефира
Влажною силой своею. И Оры в златых диадемах,
Радостно встретив богиню, нетленной одели одеждой…
К вечным богам повели.
И, Киприду приветствуя, боги
Правую руку ей жали, и каждый желаньем зажегся
Сделать супругой законной своей и ввести ее в дом свой,
Виду безмерно дивясь Кифереи фиалковенчанной.
Ее муж (согласно «Одиссее») бог огня и бог-кузнец Гефест считался обладателем неприглядной наружности (единственный из всех богов Олимпа). Тем не менее, персонаж он, хоть бестолковый, но добродушный и полюбившийся людям. Бога огня Гефеста Гера, согласно некоторым мифам, родила назло Зевсу, который сам произвел на свет Афину. Иные мифы считают его сыном Зевса. Единства греки в этом вопросе не достигли.
Остальные боги не отличались дружелюбием и были порочны (каждый по-своему). Бог войны Арес в «Илиаде» предстает жестоким и злым, подлым и трусливым. Кроме того, один из мифов называет его любовником Афродиты.
Зевс — повелитель неба
Зевс — это главный бог древнегреческого пантеона, бог неба и погоды. Считалось, что именно Зевс правил погодой: направлял гром и молнии, дождь и ветер. Его считали отцом, защитником и правителем, как для богов, так и для людей.
Посейдон — повелитель моря
Посейдон обычно изображается с трезубцем в руках и с окружающими его дельфинами. Однако Посейдон не считается только царём моря и воды, но также его считали богом землетрясений и лошадей.
Великая богиня Гера
Волоокая Гера — сестра и супруга Зевса, богиня домашнего очага, античный идеал целомудренной жены. Нравственность богини, смешиваемая с ревностью, часто выплескивалась за границы миролюбия. Гера нередко проявляла жестокость и злопамятность по отношению к супругу и его многочисленным возлюбленным.
Почитаемая богами и людьми, Гера восседала на троне Олимпа, увенчанная царской диадемой, со скипетром в правой руке. Левой ладонью прекрасная богиня держала чашу, как символ жертвенных даров, что ей приносили люди.
Арес
Арес был сыном Геры и Зевса. Он олицетворял собой войну, причём, войну не в виде освободительного противостояния, а – бессмысленной кровавой резни. Считается, что вобравший в себя часть хтонического буйства своей матери Арес крайне вероломен и хитр. Свою силу он использует для того, чтобы сеять убийства и рознь.
В мифах прослеживается нелюбовь Зевса к кровожадному сыну, однако, без Ареса невозможна даже справедливая война.
Афина
Рождение Афины было весьма необычным. Однажды Зевса стали мучить сильные головные боли. Чтобы облегчить страдания громовержца, бог Гефест ударяет его топором по голове. Из образовавшейся раны выходит прекрасная дева в доспехах и с копьём. Зевс, увидев дочь, очень обрадовался. Новорождённая богиня получила имя Афина. Она стала главной помощницей своего отца – хранительницей закона и порядка и олицетворением мудрости. Формально матерью Афины была Метида, заключённая внутри Зевса.
Поскольку воинственная Афина воплощала в себе и женское, и мужское начало, она не нуждалась в супруге и оставалась девственной. Богиня покровительствовала воинам и героям, но только тем из них, кто разумно распоряжался своей силой. Таким образом, богиня уравновешивала буйство своего кровожадного брата Ареса.
Гефест
Гефест – покровитель кузнечного дела, ремёсел и огня – был сыном Зевса и Геры. Он родился хромым на обе ноги. Гере был неприятен некрасивый и больной младенец, поэтому она сбросила его с Олимпа. Гефест упал в море, где его подобрала Фетида. На морском дне Гефест освоил кузнечное ремесло и стал выковывать чудесные вещи.
Для греков сброшенный с Олимпа Гефест олицетворял хоть и некрасивого, но очень умного и доброго бога, помогающего всем, кто к нему обратится.
Чтобы проучить свою мать, Гефест выковал для неё золотой трон. Когда Гера села в него, на её руках и ногах сомкнулись путы, которые никто из богов не смог расковать. Несмотря на все уговоры, Гефест упорно не желал идти на Олимп, чтобы освободить Геру. Бога-кузнеца сумел привести только Дионис, опьянивший Гефеста. После освобождения Гера признала сына и отдала ему в жёны Афродиту. Впрочем, Гефест недолго прожил с ветреной супругой и заключил второй брак с харитой Аглаей – богиней добра и радости.
Гефест – единственный олимпиец, постоянно занятый работой. Он куёт молнии для Зевса, волшебные предметы, доспехи и оружие. От своей матери он, как и Арес, унаследовал некоторые хтонические черты, однако, не столь разрушительные. Связь Гефеста с подземным миром подчёркивает его огненная природа. Однако огонь Гефеста – это не разрушительное пламя, а домашний очаг, который обогревает людей, или кузнечный горн, с помощью которого можно изготовить множество полезных вещей.
Деметра
Одна из дочерей Реи и Кроноса – Деметра – была покровительницей плодородия и земледелия. Как и многие женские божества, олицетворяющие Мать-Землю, Деметра имела прямую связь с миром мёртвых. После похищения Аидом её с Зевсом дочери – Персефоны – Деметра впала в траур. На земле воцарилась вечная зима, люди тысячами умирали от голода. Тогда Зевс потребовал, чтобы Персефона проводила с Аидом только одну треть года, а на две трети – возвращалась к матери.
Считается, что Деметра обучила людей земледелию. Она же давала плодовитость растениям, животным и людям. Греки полагали, что на мистериях, посвящённые Деметре, стираются границы между миром живых и мёртвых. Данные археологических раскопок показывают, что в некоторых областях Греции Деметре даже приносили человеческие жертвы.
Афродита
Афродита – богиня любви и красоты – появилась на земле весьма необычно. После оскопления Урана Кронос бросил детородный орган своего отца в море. Поскольку Уран был очень плодовит, из морской пены, образовавшейся в этом месте, вышла прекрасная Афродита.
Богиня умела насылать любовь на людей и богов, чем часто пользовалась. Одним из главных атрибутов Афродиты был её чудесный пояс, который делал прекрасной любую женщину. Из-за переменчивого нрава Афродиты многие пострадали от её чар. Мстительная богиня могла жестоко карать тех, кто отвергал её дары или чем-то её обижал.
Аполлон и Артемида
Аполлон и Артемида – дети богини Лето и Зевса. Гера крайне прогневалась на Лето, поэтому преследовала её по всей земле и долго не давала ей разродиться. В конце концов, на острове Делос в окружении Реи, Фемиды, Амфитриты и других богинь Лето родила двух близнецов. Первой на свет появилась Артемида и сразу стала помогать матери в родах своего брата.
С луком и стрелами Артемида в окружении нимф стала бродить по лесам. Девственная богиня-охотница была покровительницей диких и домашних животных и всего живого на земле. К ней за помощью обращались и юные девушки, и беременные женщины, которых она защищала.
Её брат же стал покровителем искусств и врачевания. Аполлон приносит на Олимп гармонию и спокойствие. Этот бог считается одним из главных символов классического периода в истории Древней Греции. Он привносит элементы красоты и света во всё, что делает, дарует людям дар предвидения, учит их лечить болезни и музицировать.
Гестия
В отличие от большинства жестоких и мстительных олимпийцев, старшая сестра Зевса – Гестия – отличалась мирным и спокойным нравом. Греки почитали её как хранительницу домашнего очага и священного огня. Гестия придерживалась целомудрия и отказывала всем богам, предлагавшим ей замужество.
Культ Гестии был очень распространён в Греции. Считалось, что она помогает проводить священные церемонии и бережёт мир в семьях.
Гермес
Покровитель торговли, богатства, ловкости и воровства – Гермес, скорее всего, изначально был древним малоазиатским демоном-пройдохой. Со временем греки превратили мелкого трикстера в одного из самых могущественных богов. Гермес был сыном Зевса и нимфы Майи. Как и все дети Зевса, он с рождения демонстрировал свои удивительные способности. Так, в первый же день после своего появления на свет Гермес научился играть на кифаре и выкрал коров Аполлона.
В мифах Гермес предстаёт не только обманщиком и вором, но и верным помощником. Он часто выручал героев и богов из затруднительных ситуаций, принося им оружие, волшебные травы или какие-то другие нужные предметы. Отличительным атрибутом Гермеса были крылатые сандалии и кадуцей – жезл, вокруг которого обвились две змеи.
Почитали Гермеса пастухи, торговцы, ростовщики, путешественники, мошенники, алхимики и гадатели.
Аид — повелитель преисподней
Подземным миром правил Аид вместе со своей царицей Персефоной, также у него был верный помощник — пёс Цербер. Он наблюдал за судом и наказанием тех, кто к нему попадал, но сам не судил и не пытал виновных, это поручалось Фуриям (богини мести).
Другие боги Олимпа
Кроме двенадцати верховных богов на Олимпе обитали еще менее влиятельные боги:
- Бог любви Эрот (мы его чаще знаем в роли Купидона);
- Бог страсти Гимерот;
- Бог свадьбы Гименей;
- Богиня юности Геба;
- Богиня радуги Ирида;
- Три сестры Хариты, опекающие музыку, изящество, искусство;
- Прелестные музы.
Зачем читать про богов Древней Греции?
Боги Древней Греции — интересные литературные персонажи, каждый со своей уникальной противоречивой историей и судьбой. Кроме того, мифология стала основой развития общества не только Древней Греции и Рима. Она отображала историю и развитие одной из первых древних цивилизаций. Благодаря мифологии мы знаем, какие представления складывались у людей о космосе, любви, дружбе, войнах, справедливости. Изучение мифологии и богов Древней Греции поможет нам лучше понимать историю, искусство и мировую литературу.
Дети жестокого Кроноса
Шесть верховных богов и богинь, сыновья и дочери, появившиеся на свет от Кроноса и Реи, после гибели их отца стали править миром. Три брата Зевс, Посейдон и Аид разделили власть над миром.
Кронос
Зевс Громовержец – верховный бог, правитель над всеми землями и людьми, восседает на троне, скрытый густыми облаками и держит в руках – эгиду (щит) и молнию в виде топора. С помощью этого орудия он поражает всех прогневавших его. На плече у Бога сидит мудрый орел (по некоторым источникам, ворон) и нашептывает Зевсу обо всем, что он видел, пролетая над землей. Греки считали Зевка жестоким и непреклонным, суровым и непоколебимым в своих решениях.
Посейдон, средний брат, владеет властью над всеми водными просторами: океанами, морями, реками и озерами. Это один из самых уважаемых и почитаемых богов, покровитель рыбаков и мореплавателей. Никто не рискнул бы пуститься в морское путешествие, не прочитав молитвы и не принеся жертв Богу морей. Его изображают с трезубцем в руках, при помощи которого он управляет мощными морскими течениями. Младший брат подарил ему шестерку мощных жеребцов, и Посейдон в золотой колеснице легко облетает свои владения. Он не любит свар и склок и никогда не стремился стать выше Зевса, он ему полностью подчинен и не участвует в интригах.
Аид – третий брат- получил во владение царство мертвых, мир теней. Его боялись все, без исключения, и трепетали при одном упоминании имени мрачного Бога или его слуг. Чтобы попасть в мир теней, нужно переплыть реку забвения Лету, где мрачный перевозчик Харон на своей ладье постоянно совершает бесконечный переход от мира света к миру тьмы. Аид сидит в огромном зале на золотом троне, усыпанном драгоценными камнями, а рядом с ним находится Танатос, ангел смерти, что забирает души у живых людей. У ног Аида примостился Морфей, бог сна, ведь сон считается прообразом смерти.
Аид ненавидел и жестоко завидовал Зевсу, ведь тот жил при свете солнца и никогда не упускал возможности хоть чем-то досадить своему старшему брату. Он-жестокий и злопамятный, но способен и на нежные чувства.
Гера – старшая дочь Кроноса – жена Зевса, особа ревнивая, мстительная и завистливая. Она покровительствует браку и помогает родовспоможению. Своей властью она может ускорить роды и дать жизнь младенцу или забрать ее. На Олимпе она восседает рядом с Зевсом и настороженно наблюдает за его реакцией на красивых и молодых богинь. Удивительно, что любвеобильный Зевс вступил в брак, но иными путями он не мог овладеть юной и очаровательной Герой, а кроме того, она заставила его поклясться водами Стикса, что заключит с ней священный союз. Эту клятву никто не мог нарушить, даже и сам верховный бог.
Хотя Гера и прекрасна лицом, но своим вспыльчивым характером она изрядно досаждает Громовержцу и тот не прочь развлечься и с богинями, и с дочерями титанов, и даже с простыми смертными женщинами.
Златокудрая Деметра покровительница плодов и злаков земных, именно ей поклоняются земледельцы и скотоводы, он ее настроения зависит и урожай, и количество приплода у скота. Именно ее называют Великой матерью и устраивали самые пышные празднества с жертвоприношениями.
Деметра имела единственную обожаемую дочь Персефону, которая была столь прекрасна, что в нее влюбился сам Аид и похитил ее. Несчастная мать обратилась за помощью к брату, нон тот отказался ей помочь. Тогда бедная женщина ушла с Олимпа и отказалась возвращаться, пока дочь не вернется к ней.
Она так горевала, что поля и сады прекратили плодоносить, у скота не появлялся более приплод, и люди стали голодать. Волей-неволей Зевсу пришлось спуститься в мрачное царство Аида и просить его вернуть Персефону матери. В конце концов они сошлись на том, что полгода девушка будет жить с обожавшим ее мужем, а полгода с матерью.
Самая младшая дочь Кроноса – Гестия, покровительница домашнего очага, ей молятся все женщины, мечтающие о семейном счастье и любящем муже. Это богиня чистоты, преданности и верности. Она не простит мужчину, который ругает свою жену, находящуюся у очага. Она требует от женщин постоянного сохранения огня в очаге, чтобы супружеская любовь и уважение никогда не угасли.
Рождение Зевса
Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию Богиня жертвенного огня и огня домашнего очага, покровительница городов и государства. В Риме впоследствии с Гестией была отождествлена Веста, богиня домашнего очага., Деметру Великая богиня плодородия земли, дающая рост всему, что произрастает на земле, дающая плодородие нивам, благословляющая труд земледельца. Римляне назвали богиню Деметру именем своей древней богини плодородной нивы – Церерой. Мифы о Деметре см. ниже., Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона У римлян им соответствовали Юнона, Плутон и Нептун..
Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, а там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой.
А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты Полубоги, охранители и защитники Зевса. Позднее куретами называли на Крите жрецов Зевса и Реи. ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.
Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами
Вырос и возмужал прекрасный и могучий бог Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть опять на свет поглощенных им детей. Одного за другим изверг из уст Крон своих детей-богов, прекрасных и светлых. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.
Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе. На их сторону стали и некоторые из титанов, а первыми – титан Океан и дочь его Стикс и детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба для богов-олимпийцев. Могучи и грозны были их противники титаны. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов. Борьба длилась уже десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону. Наконец, решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров; он их призвал на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступили к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы.
Зевс метал одну за другой пламенные молнии и оглушительно рокочущие громы. Огонь охватил всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой.
Наконец, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу стали сторукие гекатонхейры, и стерегут они, чтобы не вырвались опять на свободу из Тартара могучие титаны. Власть титанов в мире миновала.
Борьба Зевса с Тифоном
Но не окончилась этим борьба. Гея-Земля разгневалась на олимпийца Зевса за то, что он так сурово поступил с ее побежденными детьми-титанами. Она вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет ужасное стоголовое чудовище Тифона. Громадный, с сотней драконовых голов, поднялся Тифон из недр земли. Диким воем всколебал он воздух. Лай собак, человеческие голоса, рев разъяренного быка, рыканье льва слышались в этом вое. Бурное пламя клубилось вокруг Тифона, и земля колебалась под его тяжкими шагами. Боги содрогнулись от ужаса Но смело ринулся на него Зевс-громовержец, и загорелся бой. Опять засверкали молнии в руках Зевса, раздались раскаты грома. Земля и небесный свод потряслись до основания. Ярким пламенем вспыхнула опять земля, как и во время борьбы с титанами. Моря кипели от одного приближения Тифона. Сотнями сыпались огненные стрелы-молнии громовержца Зевса; казалось, что от их огня горит самый воздух и горят темные грозовые тучи. Зевс испепелил Тифону все его сто голов. Рухнул Тифон на землю; от тела его исходил такой жар, что плавилось все кругом. Зевс поднял тело Тифона и низверг в мрачный Тартар, породивший его. Но и в Тартаре грозит еще Тифон богам и всему живому. Он вызывает бури и извержения; он породил с Ехидной, полуженщиной-полузмеей, ужасного двуглавого пса Орфа, адского пса Кербера, лернейскую гидру и Химеру; часто колеблет Тифон землю.
Победили боги-олимпийцы своих врагов. Никто больше не мог противиться их власти. Они могли теперь спокойно править миром. Самый могущественный из них, громовержец Зевс, взял себе небо, Посейдон – море, а Аид – подземное царство душ умерших. Земля же осталась в общем владении. Хотя и поделили сыновья Крона между собой власть над миром, но все же над всеми ними царит повелитель неба Зевс; он правит людьми и богами, он ведает всем в мире.
Олимп
Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина У римлян греческим богиням Гере, Артемиде, Афродите и Афине соответствовали: Юнона, Диана, Венера и Минерва.], и много других богов. Три прекрасные Оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом широко раскинулось голубое, бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.
Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом.. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, божественно прекрасное лицо Зевса. У трона его – богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая богиня победы Никэ. Вот входит прекрасная, величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену: почетом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде, великая Гера входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. А она, гордая своим могуществом, идет к золотому трону и садится рядом с царем богов и людей – Зевсом. Около трона Геры стоит ее посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро нестись на радужных крыльях исполнять повеления Геры в самые дальние края земли.
Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои, Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амврозию и нектар – пищу и напиток богов. Прекрасные хариты [9У римлян – грации.] и музы услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их легкими движениями и дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пир олимпийцев. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.
С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть – все в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом – зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей – удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.
Не один Зевс хранит законы. У его трона стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по повелению громовержца, собрания богов на светлом Олимпе народные собрания на земле, наблюдая, чтобы не нарушился порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса, богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дикэ доносит ему, что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ – защитница правды и враг обмана.
Зевс хранит порядок и правду в мире и посылает людям счастье и горе. Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы – мойры [10У римлян – парки.], живущие на светлом Олимпе. Судьба самого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Никому не уйти от велений неумолимого рока. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным. Лишь смиренно склониться можно перед роком и подчиниться ему. Одни мойры знают веления рока. Мойра Клото прядет жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвется нить, и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах изменить определенной мойрами судьбы, так как третья мойра, Атропос, все, что назначили в жизни человеку ее сестры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумолимы великие, суровые мойры.
Есть и еще на Олимпе богиня судьбы – это богиня Тюхэ [11У римлян – Фортуна.], богиня счастья а благоденствия. Из рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи, молоком которой был вскормлен сам Зевс, сошлет она дары людям, и счастлив тот человек, который встретит на своем жизненном пути богиню счастья Тюхэ; но как редко это бывает, и как несчастлив тот человек, от которого отвернется богиня Тюхэ, только что дававшая ему свои дары!
Так царит окруженный сонмом светлых богов на Олимпе великий царь людей и богов Зевс, охраняя порядок и правду во всем мире.
Посейдон и божества моря
Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого брата громовержца Зевса, колебателя земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем. Там, в глубине моря, живет с Посейдоном и его прекрасная супруга Амфитрита, дочь морского вещего старца Нерея, которую похитил великий властитель морской глубины Посейдон у ее отца. Он увидал однажды, как водила она хоровод со своими сестрами-нереидами на берегу острова Наксоса. Пленился бог моря прекрасной Амфитритой и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит на своих могучих плечах небесный свод. Долго не мог Посейдон найти прекрасную дочь Нерея. Наконец открыл ему ее убежище дельфин; за эту услугу Посейдон поместил дельфина в число небесных созвездий. Посейдон похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея и женился на ней.
С тех пор живет Амфитрита с мужем своим Посейдоном в подводном дворце. Высоко над дворцом шумят морские волны. Сонм морских божеств окружает Посейдона, послушный его воле. Среди них сын Посейдона Тритон, громовым звуком своей трубы из раковины вызывающий грозные бури. Среди божеств – и прекрасные сестры Амфитриты, нереиды. Посейдон властвует над морем. Когда он на своей колеснице, запряженной дивными конями, мчится по морю, тогда расступаются вечно шумящие волны и дают дорогу повелителю Посейдону. Равный красотой самому Зевсу, быстро несется он по безбрежному морю, а вокруг него играют дельфины, рыбы выплывают из морской глубины и теснятся вокруг его колесницы. Когда же взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем, тогда, словно горы, вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Бьются тогда с шумом морские валы о прибрежные скалы и колеблют землю. Но простирает Посейдон свой трезубец над волнами, и они успокаиваются. Стихает буря, снова спокойно море, ровно, как зеркало, и чуть слышно плещется у берега – синее, беспредельное.
Много божеств окружает великого брата Зевса, Посейдона; среди них вещий морской старец, Нерей, ведающий все сокровенные тайны будущего. Нерею чужды ложь и обман; только правду открывает он богам и смертным. Мудры советы, которые дает вещий старец. Пятьдесят прекрасных дочерей у Нерея. Весело плещутся юные нереиды в волнах моря, сверкая среди них своей божественной красотой. Взявшись за руки, вереницей выплывают они из морской пучины и водят хоровод на берегу под ласковый плеск тихо набегающих на берег волн спокойного моря. Эхо прибрежных скал повторяет тогда звуки их нежного пения, подобного тихому рокоту моря. Нереиды покровительствуют мореходу и дают ему счастливое плавание.
Среди божеств моря – и старец Протей, меняющий, подобно морю, свой образ и превращающийся, по желанию, в различных животных и чудовищ. Он тоже вещий бог, нужно только уметь застигнуть его неожиданно, овладеть им и заставить его открыть тайну будущего. Среди спутников колебателя земли Посейдона и бог Главк, покровитель моряков и рыбаков, и он обладает даром прорицания. Часто, всплывая из глубины моря, открывал он будущее и давал мудрые советы смертным. Могучи боги моря, велика их власть, но властвует над всеми ними великий брат Зевса Посейдон.
Все моря и все земли обтекает седой Океан Греки утверждали, что всю землю кругом обтекает поток, катящий свои воды в вечном водовороте. – бог-титан, равный самому Зевсу по почету и славе. Он живет далеко на границах мира, и не тревожат его сердце дела земли. Три тысячи сыновей – речных богов и три тысячи дочерей – океанид, богинь ручьев и источников, у Океана. Сыновья и дочери великого бога Океана дают благоденствие и радость смертным своей вечнокатящейся живящей водой, они поят ею всю землю и все живое.
Ио
Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».
Часто терпит обиды Гера от мужа своего Зевса. Так было, когда Зевс полюбил прекрасную Ио и, чтобы скрыть ее от жены своей Геры, превратил Ио в корову. Но этим громовержец не спас Ио. Гера увидела белоснежную корову Ио и потребовала у Зевса, чтобы он подарил ее ей. Зевс не мог отказать в этом Гере. Гера же, завладев Ио, отдала ее под охрану стоокому Аргусу [20 Стоокий Аргус – олицетворение звездного неба.]. Страдала несчастная Ио, никому не могла она поведать о своих страданиях; обращенная в корову, она была лишена дара речи. Не знающий сна Аргус стерег Ио, не могла она скрыться от него. Зевс видел ее страдания. Призвав своего сына Гермеса, он велел ему похитить Ио.
Быстро примчался Гермес на вершину той горы, где стерег стоокий страж Ио. Он усыпил своими речами Аргуса. Лишь только сомкнулись его сто очей, как выхватил Гермес свой изогнутый меч и одним ударом отрубил Аргусу голову. Ио была освобождена. Но и этим Зевс не спас Ио от гнева Геры. Она послала чудовищного овода. Своим жалом овод гнал из страны в страну обезумевшую от мучений несчастную страдалицу Ио. Нигде не находила она себе покоя. В бешеном беге неслась она все дальше и дальше, а овод летел за ней, поминутно вонзая в тело ее свое жало; жало овода жгло Ио, как раскаленное железо. Где только не пробегала Но, в каких только странах не побывала она! Наконец, после долгих скитаний, достигла она в стране скифов, на крайнем севере, скалы, к которой прикован был титан Прометей, Он предсказал несчастной, что только в Египте избавится она от своих мук. Помчалась дальше гонимая оводом Ио. Много мук перенесла она, много видела опасностей, прежде чем достигла Египта. Там, на берегах благодатного Нила, Зевс вернул ей ее прежний образ, и родился у нее сын Эпаф. Он был первым царем Египта и родоначальником великого поколения героев, к которому принадлежал и величайший герой Греции, Геракл.
Дети Зевса
У Зевса было много детей, причем не только от его жены верховной богини Геры, но и от других женщин. У него были дети, которые родились чудесным способом у него самого.
Самый необычный сын Зевса – это бог Гермес, покровитель торговли, красноречия, дорог и торговли. Именно его почитают и купцы, и воры, и мошенники, и даже колдуны. Его мать Майя, дочь титана Атланта, что держит на своей спине небесный свод, еще до его рождения получила предсказание, что родит чудесного сына, который превзойдет всех богов своей хитростью и сообразительностью.
Порой Гермеса изображают в виде проводника в мир Аида, а властитель царства мертвых его единственного любил и уважал. Гермес мог жить и на земле, и на Олимпе, и даже в мире теней, ничего не боясь.
Покойникам на глаза родственники клали две мелкие монеты, считалось, что одна предназначена Харону за его скорбный труд, а вторая – Гермесу, за его проводы.
Очень часто хитрый бог выступал посредником и третейским судьей в спорах и у богов, и у людей, но он никогда не упускал собственной выгоды. Его всегда изображают в крылатых сандалиях, поскольку быстроногий бог должен был успевать повсюду.
У Зевса и Геры был сын Арес, бог войны и кровопролития. Хотя мать его обожала, но отец сильно недолюбливал за неоправданную жестокость и агрессию, поэтому Гера решила подарить еще одного сына, правда это удалось ей только при помощи невинного зачатия, Гефеста. Но когда он родился на свет, то оказался таким уродливым, что мать не выдержала и сбросила его с Олимпа. Несчастный сильно повредил ногу и спину, и его изображают горбатым и хромым. Но это единственный бог-труженик, он-кузнец и создает уникальные шедевры, хотя боги с удовольствием принимают его дары, но не приглашают к себе в чертоги.
Сразу невзлюбила ревнивая Гера и Афину-Палладу, богиню мудрости и образования, вечную девственницу, любимицу отца. Она родилась от смертной девушки, которой ветреный бог увлекся в свое время. Родилась она недоношенной, поэтому Зевс зашил малютку к себе в бедро, через какое-то время он почувствовал сильную боль в голове, тогда Гефест разрубил череп Зевсу, и оттуда вылетела в полном боевом облачении ослепительная Афина.
Именно она является покровительницей города Афины и научила горожан выращивать оливу и давить оливковое масло, являющееся основой их торговли. Афина часто конфликтовала со своим сводным братом Аресом из-за причин для кровопролитных войн.
Говоря о богах-олимпийцах, нельзя не вспомнить о прекраснейшей из прекрасный Афродите, богине красоты и любви, рожденной из морской пены. Ее власть над миром была полной, поскольку даже боги не могли ей противиться. У нее были малютки-сыновья Амур, поражающий нечаянной любовью сердца всех смертных и даже богов, и Эрот, покровительствующий плотской любви и страсти.
Ослепительная Афродита была предназначена в жены Посейдону, но перед самой свадьбой она сбежала и неожиданно для всех стала женой уродливого Гефеста.
Храмы богини любви были во всех городах Греции и именно в честь нее устаивались самые пышные празднества и оргии. Кстати, греки всегда различали два облика богини- Афродита Урания- любовь платоническая, небесная и Афродита Пандемос – любовь плотская, продажная.
Пантеон греческих богов насчитывает до тысячи главных и второстепенных персонажей, каждый из которых имел свои функции и роли и о каждом сложены предания и легенды, которые и сегодня не утратили своей актуальности и по-прежнему вдохновляют поэтов, писателей и музыкантов на создание новых шедевров на античном материале.